08.09.2004  Москва: принятие закона "О такси в г. Москве" позволит создать равновесие между государственным контролем и саморегулированием

   
   Во вторник на заседании Правительства Москвы рассматривалась концепция закона "О такси в городе Москве". Как отметил, выступая по данному вопросу, Павел Златин, руководитель Департамента транспорта и связи г.Москвы, в связи с отсутствием в федеральном законодательстве норм, регулирующих таксомоторные перевозки, закон города Москвы принимается в два этапа: на первом этапе должна быть разработана и утверждена Концепция закона и на втором этапе - непосредственно закон.
   При подготовке Концепции закона были изучены законы в области городского пассажирского транспорта, действующие в 24 субъектах Федерации. Но ни в одном из них, за исключением Санкт-Петербурга, нет отдельного закона о такси. В большинстве этих субъектов Федерации вопросы таксомоторных перевозок включены отдельными разделами в законы о городском пассажирском транспорте, либо в законы об автомобильном транспорте.
   По данным Московской транспортной инспекции в Москве зарегистрировано 559 действующих лицензий, выданных юридическим лицам на перевозку пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом. Этим компаниям принадлежит 9283 автомобиля. Из них 63 компании добровольно заявили об осуществлении таксомоторных перевозок. В их распоряжении 2532 автомобиля-такси.
   К этому числу следует добавить 328 лицензий, выданных физическим лицам и ПБОЮЛ на 684 автомобиля, из которых заявили о себе как о такси только 183. Таким образом, сегодня 2715 автомобилей объявлены их владельцами - как такси. Из этого числа имеют соответствующую окраску и опознавательные знаки не более 2400 автомобилей.
   По оценкам специалистов, сообщил П. Златин, около 30 тысяч водителей в той или иной степени занимаются нелицензированным извозом. В большинстве своем они не имеют не только лицензии, но и регистрации в Москве. Их транспортные средства, зачастую не отвечающие требованиям безопасности, не зарегистрированы ни в Москве, ни в Московской области. Объем рынка нелегального криминализированного извоза составляет около 500 млн. долларов в год.
   Характеризуя суть концепции закона "О такси в г. Москве", П. Златин отметил, что Департамент транспорта и связи города Москвы предлагает ввести Знак обслуживания «Московское городское такси» и зарегистрировать его в Государственном реестре в установленном порядке. Любой перевозчик, имеющий действующую лицензию на «перевозку пассажиров легковым автомобилем на коммерческой основе», может добровольно пройти аккредитацию в Департаменте транспорта и связи на получение статуса «Московские городское такси». Дополнительные требования к перевозчикам будут сформулированы, среди основных:
   - требования к профессиональным качествам водителей (стаж не менее 3-х лет, знание Москвы);
   - требования к транспортному средству (техническое состояние, оборудование, электронный таксометр, средства связи и навигации, внешний вид, срок эксплуатации, повышенные экологические требования);
   - требования к безопасности (регулярный медицинский осмотр, сезонные покрышки, ремни безопасности, и т.д.);
   - требования к информированию пассажира (фирменное наименование перевозчика, юридический адрес, телефон, тариф за проезд, визитная карточка водителя, телефоны органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за качеством и безопасностью услуг);
   - требования к регистрации автомобиля-такси (желтые государственные номерные знаки в соответствии с приказом МВД и соответствующим ГОСТом).
   - требования к экологической безопасности автомобилей такси (уровень выброса вредных веществ, чистота автомобиля, в перспективе альтернативные виды топлива).
   Получившие аккредитацию перевозчики заключают с Департаментом транспорта и связи Договор социального партнерства на осуществление таксомоторных перевозок и получают Знак обслуживания «Московское городское такси».
   Договора социального партнерства, в которых Правительство Москвы выступает Заказчиком услуги, как специальная форма, обеспечивающая качество таксомоторных услуг, могут также заключаться с профессиональными объединениями перевозчиков, ассоциациями и союзами, члены которых прошли аккредитацию.
   Как считают в Департаменте транспорта, помимо дополнительных требований легальным перевозчикам, прошедшим аккредитацию, необходимо предоставить и различные формы преференций и государственную поддержку. Например, пользование услугами единой диспетчерской службы заказа такси; допуск для проезда по выделенным полосам для движения городского пассажирского транспорта; государственная поддержка при кредитовании и реализации лизинговых схем приобретения транспортных средств; возможность выбора единого налога на вмененный доход как формы налогообложения; преимущества при проведении конкурсов на право доверительного управления; выделение лимитов на привлечение иногородней или иностранной рабочей силы и т.д.
   Такая система государственной поддержки, по мнению Департамента, позволит вытеснить нелегальных перевозчиков из этого сектора транспортных услуг не административными, а экономическими методами. По данным Московской транспортной инспекции, за последние полтора месяца более 100 индивидуальных водителей получили лицензии, т.е. стали легальными перевозчиками.
   «Предстоит большой и сложный путь по созданию современных стандартов качества, обеспечивающих комфорт и безопасность пассажиров в московском такси», - заявил руководитель Департамента транспорта и связи города Москвы Павел Златин.
   Идею принятия закона "О такси в г. Москве" на заседании правительства поддержали А. Извецкий, 1-й заместитель председателя Московского общества защиты прав потребителей, А. Лисютин, председатель совета директоров Гильдии добросовестных перевозчиков, В. Ефимов, председатель Союза транспортников России. Последний, в частности, отметил, что «принятия этого закона ждет вся Россия, только тогда эта сфера в стране может из анархии войти в цивилизованную систему». Он также считает, что данный закон должен быть весьма жестким.
   По предложению мэра Москвы Ю.Лужкова данная концепция была одобрена, по ней главой города вскоре будет подписано соответствующее постановление.