07.09.2004  Лицензирование в строительстве останется, но в модифицированной форме и у другого органа

   Процесс сокращения количества лицензируемых видов деятельности идет уже несколько лет. В 1998 г. таковых видов было 280, к 2001 г. их количество сократилось до 150. Новым законопроектом предлагается отменить лицензирование еще 49 видов деятельности, доведя их количество до 74. Впрочем, на этом правительство не остановится – как известно, Герман Греф предлагает оставить лицензирование лишь для 25-30 видов деятельности, связанных со здоровьем людей, а также опасными производствами. Среди видов деятельности, лицензирование которых предлагается отменить на этот раз, есть строительство.
   Этот факт вызывает острое недовольство чиновников строительной отрасли, кроме того, против выступают и некоторые участники строительного рынка, а также, как уверяет глава Федерального лицензионного центра при Госстрое России Александр Толкачев, целый ряд губернаторов. Федеральный лицензионный центр, впрочем, давно и упорно борется против отмены лицензирования в строительстве. Г-н Толкачев неоднократно заявлял о намерении добиваться сохранения лицензирования. На прошлой неделе к этой борьбе присоединились силовые органы.
   Руководство ФЛЦ встретилось с руководством Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. На встрече, кроме всего прочего, говорилось о том, что необходимо более тесно взаимодействовать в свете грядущей отмены лицензирования. «Решение об отмене лицензирования в строительной отрасли может привести к увеличению количества экономических и налоговых правонарушений и будет способствовать криминализации российской экономики, – говорится в официальном сообщении ФЛЦ по результатам встречи. – Существует реальная опасность, так как при отсутствии лицензирования невозможно будет осуществлять полноценный контроль за строительством».
   Впрочем, как известно, основным мотивом отмены лицензирования является именно его неэффективность и бесполезность в деле отслеживания недобросовестных строителей. «Основная причина отмены лицензирования заключается в неэффективности этого механизма, – сказал консультант фонда «Институт экономики города» Леонид Бандорин. – Лицензия выдается сроком на пять лет, после выдачи лицензии за действиями строительной фирмы никто не следит: лицензионный контроль проводится из рук вон плохо. По закону проектирование и строительство объектов 1-го и 2-го уровня ответственности должно вестись с некими государственными стандартами. Однако даже в Госстрое мы не смогли обнаружить эти ГОСТы».
   Впрочем, в отличие от Минэкономразвития, участники рынка не считают, что лицензирование стоит отменять. «Исправить ситуацию может только ужесточение правил получения лицензии», – полагает Константин Ковалев. Впрочем, несмотря на поддержку участников рынка, Госстрой России, как оказалось, борьбу в правительстве за сохранение лицензирования проиграл. Впрочем, при ближайшем рассмотрении проблемы выясняется, что Госстрой боролся с ветряными мельницами: на самом деле лицензирование сохраняется, только называться оно будет по-другому.
   Напомним, что в осеннюю сессию Госдума будет рассматривать Градостроительный кодекс, который входит в пакет документов, направленных на создание рынка доступного жилья. В кодексе предусматривается механизм, который, по сути, должен заменить собой лицензирование.
   «Кодекс предполагает введение ответственности строителей и системы страхования их ответственности, – говорит Леонид Бандорин. – Это делается взамен госэкспертизы проектов. Страховые компании будут контролировать качество проектов, поскольку это напрямую будет отражаться на их финансовом положении. Проектировщики и строители, в свою очередь, войдут в саморегулируемую организацию (которая сейчас создается усилиями Минпромэнерго). Эта организация будет аккредитовать строительные организации, что будет равносильно лицензированию». Таким образом, борьба против отмены лицензирования, как выясняется, сводится к борьбе против отъема функции выдачи лицензий у Госстроя.