07.09.2004  Краснодар мечтает «заткнуть за пояс» Турцию, но для этого необходима координация усилий властей и бизнеса

   В этом сезоне на Черноморском побережье России начался настоящий гостиничный бум. Рассчитывая на поддержку президента России, местные власти пытаются заманить к себе туристов, до этого выбиравших средиземноморские курорты.
   В последнее время на правительственном уровне активно обсуждается вопрос развития санаторно-курортного хозяйства на юге России. Инициатива во многом исходит от президента России Владимира Путина, уделяющего существенное внимание этому вопросу. Причем сейчас, помимо раскрученного Сочи, считающегося наиболее престижным российским курортом, активно развиваются и другие краснодарские курорты, например Анапа, которая привлекает своей демократичностью. Как отмечают эксперты, если инвесторы и местные власти смогут скоординировать свои действия и не только строить гостиницы, но и совместно развивать инфраструктурные проекты, то у Краснодара есть все шансы переманить к себе туристов, в настоящий момент предпочитающих «всесоюзную здравницу» Турцию.
   Участники рынка позитивно оценивают нынешние инициативы российских властей, направленные на развитие внутреннего туризма на юге России. «У Краснодара очень хорошие перспективы, – сказал гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – В большинстве стран мира, обладающих хорошим рекреационным потенциалом, внутренний отдых доминирует над выездным. Например, во Франции 60% граждан отдыхают на своих побережьях – Средиземноморском и Атлантическом».
   По оценкам экспертов, в настоящий момент происходит бурный приток туристов на краснодарские курорты: в этом году их посетило порядка 6-6,5 млн туристов по сравнению с 3-3,5 млн несколькими годами ранее. «На побережье от Адлера до Анапы сейчас отмечается настоящий гостиничный бум. Стоимость земли подскочила в два раза: например, в Анапе на побережье цена за одну сотку достигает 20 тыс. долл. Причем если раньше в частном секторе возводили гостиницы за 150-300 тыс. долл., то сейчас уже взята планка в 1 млн долл.», – говорит г-н Ромашкин.
   О том, что гостиничный бизнес в регионе развивается стремительными темпами, говорят и в администрации Анапы. По словам ее представителей, увеличение гостиничного фонда за 3 года составило 24%, причем также удалось «вывести из тени» значительную часть индивидуальных квартиросдатчиков. Кроме того, удельный вес бюджетообразующей отрасли – санаторно-курортного комплекса – увеличился с 27% до 45%.
   В настоящий момент, пытаясь привлечь в регион новых туристов, руководство краснодарских курортов активно изобретает новые маркетинговые ходы. Анапа, например, для того чтобы изменить представление о себе как о детском курорте, сейчас позиционирует себя как фестивальный центр. В течение года в городе проводится около 20 крупнейших кинофорумов (вроде «Киношока»), фестивалей и турниров федерального и международного уровня.
   Между тем, как отмечают участники рынка, чтобы все эти усилия увенчались успехом и юг России мог составить реальную конкуренцию средиземноморским курортам вроде Турции, необходима координация усилий местных властей, федерального центра и бизнеса.
   «Туриста мало разместить в гостинице, его еще нужно качественно обслужить, – утверждает Сергей Ромашкин из «Дельфина». – С этим в России, как правило, возникают проблемы. Предположим, вы поехали отдыхать в гостиницу «Жемчужная» с детьми. Единственное развлечение, которое вы можете получить, – это казино для взрослых и бассейн для детей. Неудивительно, что многие в этой ситуации выбирают Турцию, где можно спокойно отдать детей аниматорам и не бояться, что ребенок убежит, порежется о валяющиеся на земле стекла и т.д. Поэтому владельцам отелей необходимо активно развивать анимацию «на местах», обустраивать территорию и т.д.».
   Как отмечает Сергей Ромашкин, для успешного развития туриндустрии на юге России необходимо также в кратчайшие сроки решать и проблему с автомобильным транспортом. «В высокий сезон проблема с автотранспортом становится одной из самых актуальных, – отмечает представитель «Дельфина». – Центральная часть некоторых курортов в летнее время забита машинами сильнее, чем центр Москвы. Государство в одиночку едва ли потянет все инфраструктурные проекты, ведь прокладка тоннелей и строительство дорог в горных условиях стоят очень дорого. Поэтому здесь должен участвовать частный бизнес – либо с помощью налогов, либо долевым участием».