03.09.2004  На чем можно заработать в Интернете

   О том, каково сейчас состояние российского электронного бизнеса, рассказал главный редактор проекта Webrating.ru, посвященного интернет-рекламе, Андрей Травин.
   По его словам, интернет-бизнес делится на техническую и информационную части. Первая – это телекоммуникационные компании, в том числе интернет-провайдеры. Объем рынка интернет-провайдинга в России составляет в сумме всего несколько сотен миллионов долларов, а сам рынок поделен между множеством крупных и мелких компаний. За такие деньги не убивают, конкуренция в этой нише с самого начала идет сравнительно цивилизованная, но вкладываться сейчас в этот бизнес специалисты не рекомендуют.
   В сфере dial-up-доступа предложение превышает спрос, из-за чего провайдеры экономят копейки почти на всем, и публичный доступ в сеть через интернет-кафе – не исключение. Если уж выходить на рынок провайдинга, то с проектами домашних сетей масштаба микрорайона. Сейчас заканчивается этап «захвата» территорий Москвы, домашние сети покрывают более 1/10 площади города. Через год или полтора на рынке останется несколько операторов такого рода, которые сначала поделят территории крупных городов, а только потом начнут конкурировать бок о бок в пограничных районах.
   Информационная часть интернет-бизнеса – это создание веб-сайтов, электронная коммерция, реклама в интернете, сетевые медиа и вообще услуги предоставления информации («контент-провайдинг» на профессиональном жаргоне). Деньги, которые здесь вращаются, конечно, меньше, чем в нефтегазовой отрасли или телерекламе. Максимум, чего удавалось пока добиться в рунете, – это вложить пару миллионов долларов и через пару лет получить обратно двадцать миллионов. В то же время интернет-рынок – гораздо более интересное и таящее неожиданности направление, дающее возможность поймать удачу и на голом месте заработать пусть всего один, но свой первый миллион долларов.
   Для владельца сайта есть три основных источника доходов (не считая чистой е-коммерции). Первый – брать деньги с читателей/посетителей. Второй – с поставщиков содержания, на котором основан сайт. Третий – с рекламодателей и спонсоров за право внедрить свою информацию в имеющийся на сайте популярный контент.
   Платный доступ к информации (или платная подписка) возникает, с одной стороны, из-за наличия «информационной передозировки», «белого информационного шума» в сети, а с другой стороны – из-за наличия людей, которые ценят свое время. Бизнес, построенный на поставках очищенной, обогащенной информации, имеет нишевой характер, но приносит постоянный доход. При этом еще хватает незанятых или плохо освоенных ниш – таков, к примеру, рынок недвижимости.
   Кроме посетителей деньги могут платить поставщики содержания, на котором основан сайт. Заказчик платит за размещение на сайте информации о своих ценах; потребитель видит эти данные вместе с рекламой, за которую хозяину ресурса тоже идут деньги. В России эта модель наиболее распространена среди сайтов, посвященных туризму. Туристический бизнес вообще хорошо ложится на интернет-технологии благодаря своей оперативности, интерактивности и «нечувствительности» к физическим расстояниям. Те, кто подходит к работе с интернет-сайтами всерьез, получают из сети по 100 клиентов в месяц, что для малого бизнеса не так уж мало. При этом почти все активы самого проекта нематериальны – это брэнд, сетевой адрес, привычки пользователей. Это характерный пример так называемой новой экономики, в которой нематериальные активы играют гораздо большую роль, чем материальные.
   Что же касается интернет-рекламы, то в прошлом году объем этого сектора рынка оценивался в 18 миллионов долларов, что составляет приблизительно десятую часть всех денег, которые вращаются на рынке электронной коммерции. В этом году, по оптимистичным прогнозам, объем рынка сетевой рекламы вырастет уже до 24 миллионов долларов.
   К этой же категории получения доходов можно отнести и комиссионные партнерские программы, когда на чьем-либо сайте размещается предложение купить товар какого-либо сетевого магазина. Магазин отслеживает, откуда пришел покупатель, который что-то заказал, и посреднику автоматически начисляется премиальная сумма. К сожалению, комиссионные проекты пока трудно считать прибыльными – к примеру, ежемесячные доходы партнеров крупнейшего русского книжного интернет-магазина «Озон» составляют всего около 50 долларов.
   Для получения реальных экономических выгод от электронного бизнеса сначала надо определиться с тем, выбирается ли сегмент B2C (когда делается что-то, нацеленное на конечного пользователя) или сегмент B2B (что-то, нацеленное на конкретные бизнесы). Затем изучаются все стороны услуги – платежные системы, доступ к базам данных цен и другие важные аспекты. Как только становится понятно, в чем заключается реальная бизнес-задача, имеет смысл начинать подбор технологии.
   Наиболее старый и развитой электронный бизнес – это создание веб-сайтов, что в современных условиях означает предложение заказчикам программных движков, а не просто веб-дизайн. На этом рынке сейчас тесно, как и на рынке предоставления доступа в сеть по телефонным линиям (причем команды из Беларуси и Украины откровенно демпингуют). Выходить на этот рынок довольно легко, трудно достичь быстрого развития. Всему этому сегменту индустрии достаточно усилий нескольких сотен профессионалов.
   Несколько запоздалым, а потому более затратным (с начальными вложениями более 500 тысяч долларов) будет обращение к электронному издательскому делу – это не только интернет-СМИ, но и каталоги ресурсов интернета, а также онлайн-энциклопедии. Весьма высок барьер выхода на рынок поисковых машин интернета и существенно ниже – на рынок бесплатной электронной почты. На таких ресурсах собирается довольно обширная аудитория, и здесь можно продавать рекламу. Схема окупаемости такая же, как и на телевидении: нет расходов на тиражирование, но и нет прибыли от продажи копий.
   Отечественные брокеры никогда не скрывали главной причины выхода своих компаний в брокерский сектор сети: русский интернет развивается быстрее, чем растет число клиентов российских брокерских контор (а в такой ситуации лучше быть одними из первых в предоставлении этого комплекса услуг). Это еще одно эффективное поле деятельности с использованием рунета.
   Так или иначе, для электронного бизнеса имеет смысл поставить задачу следующим образом: минимальными ресурсами получить максимальную выгоду. Концентрация на узком сегменте позволяет минимизировать ресурсы и – если сегмент выбран удачно – максимизировать прибыль.
   По мнению А.Травина, сейчас в рунете не хватает производственных порталов. Почти сошла на нет отраслевая пресса о самом рунете. Нет каталога рекламных площадок. Более всего не хватает сайтов по мобильным технологиям, SMS-маркетингу, играм для сотовых телефонов.
   Полный текст интервью с Андреем Травиным можно найти на сайте www.viponline.ru.