03.09.2004 Специалисты по коммерческой недвижимости считают, что в регионах нужно работать по примеру столичного рынка В четверг, 2 сентября, состоялась пресс-конференция на тему: «Управляющие расскажут, как повысить доходность коммерческой недвижимости в регионах». Представители управляющих компаний, руководители Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД) и Российской гильдии риэлторов(РГР) рассказали о своем опыте работы в различных регионах РФ. Среди обсуждаемых тем были, например, такие: темпы инвестирования в регионы и их соответствие реальным темпам роста экономики; перспективы развития сегментов рынка коммерческой недвижимости в регионах; причины, тормозящие привлечение инвестиций и др. По мнению консультанта по недвижимости компании «STILES&RIABOKOBYLKO» Евгения Попова, сегодня в городах (с количеством жителей более 1 млн человек) сформировался «уверенный спрос» на коммерческую недвижимость. Но при очень высокой покупательской способности соответствующих предложений недостаточно. «Пока темпы роста экономики России не совпадают с темпами инвестирования, - заметил он. - Через 2 года можно ожидать появления интересных проектов торговой и офисной недвижимости, позже будут появляться профессионально управляемые складские комплексы». Е.Попов заметил, что наиболее активно будет развиваться торговля, а параллельно с ней - строительство офисной недвижимости. По его словам, желание московских компаний расширяться в регионах вызвано сильной конкуренцией в столице, где «зачастую в одном здании находится два супермаркета, а в регионах есть города, где нет нормального продуктового магазина». По мнению эксперта, успех хорошо спланированных и продуманных торговых и офисных проектов обеспечен. Практически все московские предприятия – банки, страховые и аудиторские компании - имеют свои представительства в регионах, заметил Е.Попов. Они готовы платить высокую арендную плату за современные офисные помещения, так как привыкли к высоким ставкам аренды в Москве. На пресс-конференции представители различных бизнес–направлений - консультанты, инвесторы, девелоперы - говорили об особенностях работы в конкретных регионах, о наиболее удачных проектах, о степени доходности объектов недвижимости, об особенностях их эксплуатации. Подвел итоги встречи президент ГУД Александр Гришин. Он заметил, что в крупных городах-миллионниках, также как в Москве и Санкт-Петербурге, появились профессиональные компании, которые развивают проекты в секторах промышленной, складской и гостиничной недвижимости. Рынок коммерческой недвижимости находится в стадии формирования, сказал А.Гришин. Сегодня в Москве среди бизнес-центров «класса А» есть конкуренция, в Петербурге таких центров всего 6-7 (40 тыс кв метров), в остальных городах-миллионниках таких объектов нет в принципе. Сегодня есть образовательные учреждения, которые готовят специалистов в области экономики по управлению недвижимостью, - это Академия народного хозяйства, Политехнический институт. «Специализированных вузов по подготовке специалистов по технической эксплуатации, которые можно порекомендовать членам Гильдии, мы не нашли», - подчеркнул А.Гришин. По его мнению, краткосрочные специализированные курсы по подготовке специалистов по инвестициям в коммерческую недвижимость, в частности, курс CCIM (Института коммерческих инвестиций в недвижимость США), необходимо адаптировать к условиям российской экономики. А.Гришин также заметил, что доходность рынка коммерческой недвижимости в регионах колеблется в пределах 30%. Формирующийся рынок имеет свои преимущества и недостатки, сказал он, стабильный рынок менее доходен, чем развивающийся. Например, в Москве и Санкт-Петербурге доходы от коммерческой недвижимости выше, чем в Западной и Восточной Европе. Развитию инвестиций в регионы РФ мешает непрозрачная финансовая отчетность местных компаний, поэтому при всех благоприятных условиях риски значительно выше. По мнению вице-президента РГР Андрея Гусева, в регионах повторяется картина, которая была на московском рынке недвижимости 13 лет назад. «Россия повторяет Москву с отставанием на несколько лет, как Москва повторяет Европу и США с тем же отставанием», - заметил он. Поэтому работать в регионах нужно по примеру столичного рынка коммерческой недвижимости. Участники пресс-конференции сообщили также о том, что более подробно вопросы развития рынка коммерческой недвижимости в регионах РФ будут обсуждаться на II Ежегодной конференции «Коммерческая недвижимость России: инвестиции, развитие, управление», которая будет проходить в Санкт-Петербурге 27-29 сентября. |