02.09.2004 Небольшие сотовые компании разорятся или будут скуплены Вместе с бурной экспансией российских сотовых операторов, подключающих по миллиону новых абонентов каждый месяц, высокими темпами развиваются и их дилеры. За несколько лет они превратились из дюжины салонов в крупные торговые компании с оборотами в сотни миллионов долларов. Группа торговых компаний Dixis была основана в 1996 г. Группой владеют на паритетных началах Олег Семечкин и Андрей Шлыков. В состав Dixis входит более 100 собственных салонов связи в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах, а также сеть из 70 франчайзинговых салонов в крупных городах России. По объему продаж компания входит в тройку лидеров дилерских сетей, ее оборот в 2003 г. составил $202 млн, а количество проданных телефонов превысило 1,2 млн шт. Dixis также продает сотовые аксессуары, цифровую технику, IP-карточки. По словам президента и совладельца одной из крупнейших дилерских сетей Dixis Олега Семечкина, он еще в 1995 г. обнаружил, что на рынке пустует ниша аксессуаров для сотовых телефонов, и решил открыть новое направление бизнеса. Он вошел в первую сотню абонентов МТС, купив контракт за $5500. У телефона оказался большой минус: батарейка жила всего несколько часов. Кроме того, у МТС было всего несколько базовых станций, телефон работал не во всех частях города. Вместе с Андреем Шлыковым бизнесмены закупили у гонконгской компании сотовые аксессуары на сумму $20 000. Сначала предприниматели не занимались розницей. Первый салон в сентябре 1996 г. открыли в галерее “Актер”. Потом обратили внимание на строящиеся торговые комплексы и стали открывать салоны там. Там же они стали продавать контракты операторов. Правда, они не были прямыми дилерами — получить этот статус было сложно. Первый салон, по словам О.Семечкина, окупился за четыре месяца, при этом затраты на ремонт и оборудование составили около $15 000. Сейчас средние затраты на организацию торговой точки составляют $20 000-50 000 без учета товарного наполнения. Соответственно, срок окупаемости тоже возрастает. Сначала использовалась как юридическое лицо компания О.Семечкина по продаже мебели. Потом он предложил назвать компанию Dixi. На латыни это означает “я сказал”. Но такое название уже было зарегистрировано, и тогда была добавлена “s”. На данный момент структура розничного оборота Dixis — 50% — продажа телефонов, 30% — контрактов на подключение абонентов, 5% — цифровой техники, а остальное — аксессуары и дополнительные услуги. Компания старается постоянно увеличивать доход от продажи дополнительных услуг. И, безусловно, зарабатывает на большом обороте и на новинках, наценка на которые может достигать 25%. Валовая рентабельность всего бизнеса — 35-45%. По оценке О.Семечкина, “Евросеть” пришла на рынок позже многих, но обогнала всех и стала лидером рынка. Они изначально были ориентированы на массовую аудиторию с невысоким доходом. Dixis же сохраняла за собой имидж игрока сегмента премиум и ориентировалась на размер прибыли, а не на объем продаж. В настоящее вреся эта стратегия не сохраняется, к этому побуждают изменения, происходящие на рынке оборудования. Премиум-сегмент практически исчез. Сегодня мобильный телефон уже не является статусным атрибутом. Одновременно со структурными изменениями компания занялась созданием нового имиджа и позиционирования компании. Теперь она ориентируется на достаточно емкую и перспективную клиентскую группу “молодых профессионалов”. В апреле 2004 г. начался процесс ребрендинга. Был разработан новый логотип и полностью изменен внешний и внутренний стиль оформления магазинов компании. На переоборудование магазинов в рамках ребрендинга планируется затратить $3,6 млн и еще $1,5 млн вложить в рекламную поддержку нового имиджа. По мнению О.Семечкина, через несколько лет на данном рынке останется несколько игроков федерального уровня и несколько сильных региональных дилеров. Последние смогут конкурировать с федеральными дилерами, получив прямые контракты у производителя. Многие производители уже обратили внимание на регионы. Небольшие компании, скорее всего, разорятся или будут скуплены. |