02.09.2004  Москва: столичная реклама «раскололась»

   В последних числах августа ряд участников рынка наружной рекламы г. Москвы предъявили ультиматум президенту Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимиру Евстафьеву. Коллектив членов Комитета по наружной рекламе АКАР и Союз профессионалов наружной рекламы послали г-ну Евстафьеву сразу два аналогичных обращения. Их суть состоит в том, что заявители приостанавливают свое членство в комитете Ассоциации на то время, пока его возглавляет Валерий Романов, якобы нелегитимно избранный в июле на этот пост компанией News Outdoor Russia (лидер московского и российского рынков) и дружественными ей структурами.
   По мнению обратившихся в АКАР, профильное подразделение самой влиятельной общественной организации рекламщиков сегодня полностью подконтрольно генеральному директору News Outdoor Russia Сергею Железняку, что в принципе противоречит задачам комитета, призванного отстаивать интересы всех участников рынка.
   Между тем в АКАР говорят, что обращения рекламщиков связаны не с заботой о рынке, а с желанием ряда небольших компаний «остаться на плаву» и хоть как-то противостоять наметившейся тенденции к сокращению числа игроков на рынке. По прогнозам, ситуация может разрешиться к концу сентября. При этом нет никаких гарантий, что в АКАР прислушаются к просьбам рекламщиков.
   Коллективное заявление членов Комитета по наружной рекламе АКАР было отправлено 27 августа, а письмо Союза профессионалов наружной рекламы – 31 августа. «Письма были отправлены по электронной почте и с курьерами. На сегодня у нас есть письменные уведомления о том, что в АКАР их получили», – сообщил Сергей Клюшкин, президент Союза профессионалов наружной рекламы, являющегося коллективным членом Ассоциации коммуникационных агентств России. По словам заявителей, их обращения к президенту АКАР Владимиру Евстафьеву поддерживают не менее 30 компаний-операторов московского рынка наружной рекламы. Фактически же коллективное заявление подписали только те из них, кто является членами Комитета по наружной рекламе АКАР, а именно «Расвэро», «В.Е.Р.А. & Олимп», «Вершина», «БигБорд», «Корпорация НТА», «Радуга» и «Максима – Сонар».
   Суть заявлений – протест против смены председателя комитета, которая якобы произошла с подачи и в интересах генерального директора News Outdoor Russia Сергея Железняка. По мнению подписавшихся, данное назначение пошло явно не на пользу рынку. В своих обращениях рекламщики отмечают, что «вновь избранный председатель комитета не может ни в каких кругах общественных и административных организаций представлять коллективные интересы фирм, работающих на московском рынке наружной рекламы», и просят Владимира Евстафьева либо изменить статус комитета, либо принять иные меры, которые не допустили бы использования авторитета АКАР «в чьих-то личных целях». До этого решения заявители отказываются принимать какое-либо участие в работе комитета и фактически в работе самой АКАР.
   Cам факт ультиматума удивления у г-на Евстафьева не вызвал. «Реально «мутят воду» на столичном рынке 3-4 человека под предводительством бывшего председателя Комитета по наружной рекламе АКАР Владимира Пантюхина и близкие им компании. Нам, конечно, не хотелось бы, чтобы они выходили из АКАР, но если выйдут – ничего страшного не случится», – отмечает президент ассоциации.
   По его словам, подоплека обращения рекламщиков – это не забота о рынке, а скорее боязнь небольших фирм потерять свой бизнес. «То, что на рынке произошел раскол, отвечает существующим реалиям рынка, который сегодня постепенно реструктуризируется. Со временем на московском рынке останется всего 3–5 крупных операторов, как в столицах развитых стран. В Москве сегодня и так зарегистрировано более сотни фирм, занимающихся наружной рекламой. Среди них есть карликовые, владеющие, к примеру, тремя перетяжками на Тверской. Мелкие компании сегодня говорят, что они работают в своей нише, а потому востребованы рынком. Действительно, до последнего времени так оно и было, но сейчас уже все по-другому. Это не мое личное мнение, это общемировая тенденция. Не так давно буквально на наших глазах прекратила существование крупнейшая столичная компания («Атор», которая после убийства ее главы Владимира Каневского в 2002 г. была поглощена News Outdoor Russia), что уж говорить о более мелких игроках», – отмечает г-н Евстафьев.
   Однако у авторов обращений к г-ну Евстафьеву другая точка зрения на этот счет. «Я согласен с президентом АКАР в том, что на рынке наблюдается тенденция к укрупнению игроков, происходят и будут происходить поглощения крупными компаниями мелких. Но пусть это происходит естественным путем, не надо помогать этому процессу недозволенными методами, поощряя произвол крупнейшей компании на рынке», – заявил Сергей Клюшкин.
   Ситуация вокруг Комитета по наружной рекламе АКАР может разрешиться в 20-х числах сентября. По словам Владимира Евстафьева, это связано с тем, что до этого дня собрать всех членов совета АКАР не получится – из-за командировок и отпусков. Прогнозы относительно того, как именно руководство ассоциации решит проблему, разнятся. «Я надеюсь, что после наших обращений совет АКАР примет решение о проведении официальных перевыборов по всем правилам, а не так, как это было сделано в случае с Романовым – в клубе «Петрович», когда собрались несколько человек и сама процедура голосования была грубо нарушена», – говорит Оксана Пигуренко. Однако в АКАР дали понять, что ультиматумы только ускорят уход недовольных «наружников» как из АКАР, так и вообще с рынка.