01.09.2004 Чиновники считают лицензирование вредным для рынка, а предприниматели - полезным На днях правительство России внесло в Государственную Думу разработанный в Минэкономразвития законопроект, призванный отменить 49 видов лицензирования. Также планируется сократить с 60 до 45 дней срок принятия решения о выдаче лицензии. Внесению закона в парламент предшествовали долгие согласования, которые продолжались все лето (первоначальный вариант закона был готов в мае). В результате этой невидимой для общественности внутриаппаратной борьбы от отмены удалось уберечь лицензирование эксплуатации опасных грузов, производства лекарственных препаратов, строительств авиатехники, погрузочно-разгрузочных работ в портах и на железных дорогах, разведения племенных животных и производства элитных семян. Совершенно очевидно, что окончательный вид законопроект принял в результате борьбы лоббистских групп и сопровождающих эту борьбу компромиссов. В противном случае не совсем ясно, почему контроль за племенным животноводством и семеноводством окажется более серьезным, чем за строительством и перевозкой пассажиров. "Перечень отменяемых лицензий не может быть достаточным или недостаточным, - сказал председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. - Осуществляя лицензирование, государство не гарантирует обществу полную безопасность деятельности, подлежащей лицензированию и не возмещает вред от деятельности предпринимателей, получивших лицензию. Поэтому нужно отменять лицензирование везде, где речь не идет о безопасности, а лицензирование является лишь средством регулирования рынка. В случае, если по каким-то причинам общество не готово полностью отказаться от лицензирования, эта система должна быть заменена на более эффективные механизмы страхования гражданской ответственности". В то же время, по мнению Завадникова, действующая сейчас в России система лицензирования не только не эффективна, но и вредна. Лицензирование создает искусственные барьеры на пути развития рынков, повышает себестоимость продукции, увеличивает базу коррупции. Сами предприниматели оценивают новую инициативу МЭРТ с осторожностью. Лицензирование можно считать барьером для тех, кто хочет войти на новый для себя рынок. А для тех бизнесменов, кто уже давно закрепился на рынке, уменьшение барьеров вхождения означает рост конкуренции. "Само по себе отмена лицензирование ничего нового не несет", - считает президент Российского общества оценщиков Светлана Табакова. Государственное лицензирование должно быть заменено механизмом саморегулирования - на место лицензирующих госорганов должны прийти саморегулируемые организации, контролирующие работу своих членов. Но чтобы запустить механизм саморегулирования, нужно приложить огромные усилия для его организационного методологического и информационного обеспечения. "Только если будут созданы новые стандарты и информационное обеспечение этот процесс можно считать прогрессивным", - считает Светлана Табакова. Заместитель генерального директора Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" Евгений Аксенов выразил уверенность, что лицензирование производства табачных изделий по налоговым соображениям отменено все равно не будет. "Иначе мы не найдем ни одной фабрики, все будут производить в сарае", - сказал Аксенов. Принятие новых поправок к закону о лицензировании скорее всего произойдет осенью, и количество лицензий уменьшится с 1 января будущего года. К декабрю 2004 г. МЭРТ подготовит проект постановления правительства РФ, содержащего новый перечень лицензирующих органов. Функции последних будут закреплены за министерствами, агентствами или службами, появившимися в соответствии с новой структурой правительства. |