31.08.2004  Развитие яхтенных портов положительно влияет на рост доходов предприятий туристического сектора

   Маркетинг яхтенных гаваней, развитие инфраструктуры малых портов, их роль в экономике города, планирование гаваней и побережья – с этим кругом вопросов знакомились россияне - участники международного проекта SuPortNet II North-West RUS в поездке по Дании. Эта поездка – одно из мероприятий проекта, направленного на развитие возможностей для международного морского туризма и устойчивого территориального развития сети яхтенных портов в Финском заливе, поддержанного Европейским Союзом через программы INTERREG и TACIS.
   В центре внимания россиян, представителей муниципальных образований «Сланцевский район», «Кингисеппский район», «Город Ивангород», которые являются партнерами по проекту, был датский опыт совместного маркетинга малых яхтенных портов. Как строится рекламная политика портов, как распространяется информация о тех или иных гаванях среди туристов, рассматривают ли порты себя в качестве конкурентов друг другу или сотрудничают и выстраивают единую сеть – все это наглядно демонстрировалось и обсуждалось при посещении гаваней и островов в уезде Сторстроем. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что ни одна отдельная гавань для яхтенного туризма сама по себе не является прибыльным предприятием. Однако при построении целой системы яхтенных стоянок, когда туристы-яхтсмены путешествуют от одной гавани к другой, общая картина существования малых портов может измениться в лучшую сторону. Именно поэтому датчане практикуют совместный маркетинг портов целого региона, выстраивая единую систему яхтенного туризма, в которой каждый порт рассматривается не в качестве конкурента, а в качестве «поддерживающего элемента» всей цепочки, существующей вдоль побережья.
   Совместный маркетинг является одним из основных принципов сети и играет очень важную роль для снижения расходов по индивидуальному продвижению каждой марины. Информация о возможности посещения целой сети портов, как показывает датский опыт, привлекает больший поток туристов. Применительно к участникам проекта SuPortNet II North-West RUS это может выглядеть как, например, совместная реклама российских портов Гогланд, Ивангород, Скамья и эстонских Усть-Нарва, Нарва, Васкнарва.
   Сегодня инфраструктура яхтенных портов выполняет целый ряд функций: это предоставление возможностей для заправки топливом и водой, хранения яхт и катеров, эксплуатации и ремонта маломерных судов, кратковременной стоянки-ночевки или в качестве порта-убежища при неблагоприятных метеорологических условиях и проч. Обязательным является самый минимальный набор важнейших услуг – безопасное и надежное место швартовки, туалет, контейнер для мусора, при возможности – душевая.
   Несмотря на низкие показатели доходности и окупаемости каждого порта в отдельности развитие инфраструктуры оказывает значительное комплексное воздействие на экономическое развитие региона в целом, так называемый «косвенный эффект». Главное влияние развития портов заключается в росте доходов предприятий туристического сектора, обслуживающих яхтенных туристов. Экономическое воздействие яхтенного порта на район его размещения может быть огромным. Так, по подсчетам датских специалистов, один яхтсмен, сошедший на берег, оставляет в гавани и в городе за один день до 350 датских крон (около 1300 рублей).