24.08.2004 Торговые сети скинулись на компьютерную программу Вчера стало известно о приобретении крупными розничными сетями «Перекресток», «Рамстор» и «Альянс» программного продукта SPACEMAN, предназначенного для оптимизации выкладки товара в торговом помещении. Создатель и продавец SPACEMAN – компания ACNielsen (входит в группу VNU Marketing Information) – является мировым лидером индустрии информационных услуг, маркетинговых исследований и бизнес-аналитики, ее разработки используются более чем в 100 странах. Приобретение программного продукта SPACEMAN сразу несколькими участниками рынка свидетельствует об усилении конкуренции между торговыми сетями. А конечной целью использования программного продукта этими компаниями является увеличение прибыли. Правда, торговые сети, не являющиеся клиентами ACNielsen, комментируют покупку «Перекрестком», «Рамстором» и «Альянсом» программного обеспечения весьма сдержанно, отмечая, что сама по себе программа увеличить прибыль им вряд ли поможет. Крупнейшими фирмами-разработчиками систем мерчендайзинга и управления торговым пространством наряду с ACNielsen являются компании IRI (продукт Apollo) и JDA (InterCept). Практически все крупные мерчендайзинговые программные продукты позволяют пользоваться информацией из других источников, таких как Excel, Lotus Notes, различных других баз данных. Интересно, что многие эти программы – Apollo, Galleria, InterСept, SPACEMAN – совместимы друг с другом, то есть дают возможность использовать модули конкурента. В ACNielsen отмечают, что их SPACEMAN предназначен для оптимизации выкладки товара в торговом помещении и выстраивания стратегии мерчендайзинга на уровне секций и товарных категорий. «Ни для кого не секрет, что прибыль магазина напрямую зависит от эффективности запаса, расположения и презентации товаров в торговом зале. Одной из проблем обслуживания посетителей в магазинах является отсутствие или недостаточное количество товара, – сказала Татьяна Апатовская, менеджер по маркетингу и коммуникациям ACNielsen Россия. – Если товар пользуется спросом у целевой группы данной торговой точки, он должен быть в наличии. Кроме того, товара на полке не должно быть мало – видя последний экземпляр, покупатель, скорее всего, предпочтет его не брать. По ее словам, существенные сложности, ведущие к недовольству покупателя, вызывает также трудность нахождения товара внутри торгового зала. «Зачастую посетителю магазина сложно сориентироваться внутри магазина. При этом покупатель может искать как нечто определенное (такой-то бренд), так и быть готовым совершить импульсную покупку, которая возможна лишь при условии, что продукт видим для клиента и находится в месте, по его мнению, логически соотносимым с данной товарной категорией, и в зоне его непосредственного доступа (при самообслуживании – на расстоянии вытянутой руки)», – говорит г-жа Апатовская. Программа рассчитана как раз на то, чтобы максимально «облегчить жизнь» посетителям магазинов торговых сетей. «Грамотная выкладка позволяет оптимизировать торговое пространство с точки зрения ритейлера и в то же время сделать посещение магазина привлекательным и удобным для покупателя», – отмечают в ACNielsen Россия. В ACNielsen Россия признают, что в принципе схемы, демонстрирующие, где и как расположены продукты на полках или другом оборудовании в торговом зале, продавцы могут создавать самостоятельно (в MS Word, Excel или PowerPoint). Но в условиях крупного магазина или сети такая «ручная работа» становится для них затруднительной. «Продукт SPACEMAN должен помочь сетям-пользователям поддерживать высокую рентабельность магазина, то есть выявлять товар, который приносит прибыль как производителю, так и ритейлеру, предотвращать избыток запасов какого-либо товара, работать с ликвидными товарами», – говорит Татьяна Апатовская. Кроме этого, известно, что мероприятия по оптимизации планировки торговых помещений, верному выбору и расположению торгового оборудования, ориентированной на покупателя выкладке товаров и т.д. позволяют повысить оборот торговой точки на 5–10%. Участники рынка комментируют покупку «Перекрестком», «Рамстором» и «Альянсом» программного обеспечения весьма сдержанно. «Мы знакомы с программным продуктом SPACEMAN, предоставленным нам компанией ACNielsen Россия около года назад. Удастся ли нашим конкурентам поднять продажи за счет использования данного программного обеспечения, покажет время», – сказала Анна Зайцева, пресс-секретарь «Седьмого Континента». А директор еще одной розничной сети, попросивший на него не ссылаться, сомневается в том, что инициатива этих трех сетей принесет им ожидаемые результаты: «Мы подобных программ не используем. Как показывает опыт, главная проблема розничных сетей состоит все-таки не в том, как располагается товар в их магазинах, а в том, что торговые точки – из-за просчетов в управлении – зачастую плохо «привязаны» к местам своего расположения с точки зрения ассортимента и цен. Именно по этой причине десятки сетевых магазинов сегодня работают с убытками. Поэтому новое программное обеспечение – это лишь средство, которое может помочь менеджерам торговых сетей в оптимизации продаж, но не универсальный инструмент, сам факт использования которого позволит им увеличить продажи». |