24.08.2004  Новосибирская область: маркетологи и рекламисты растут в цене

   После многолетнего лидерства по росту доходов специалисты по продажам и логистике уступили пальму первенства рекламистам и маркетологам. Этот вывод следует из исследования, выполненного кадровым агентством “Сиб-Анкор”. Эксперты объясняют эту тенденцию ростом объемов рекламного рынка и ужесточением конкуренции.
   Агентство по подбору персонала “Сиб-Анкор” создано в 1994 г., входит в общероссийскую сеть “Анкор”. “Сиб-Анкор” выпускает регулярные ежегодные и полугодовые обзоры с 1997 г. В обзоре зарплат за первое полугодие 2004 г. приняли участие 19 российских компаний, работающих в Новосибирске. Исследованы 44 должностные позиции.
   По данным “Сиб-Анкора”, в среднем по Новосибирску за шесть месяцев 2004 г. зарплаты выросли на 20% (здесь и далее приводятся цифры без учета инфляции, которая составила за этот период 8%). Главной неожиданностью, рассказывает начальник аналитического отдела “Сиб-Анкора” Гаянэ Балян, стал выход на первое место специалистов по рекламе и маркетингу, увеличивших свои доходы на 26%. Более других — на 56% — возросли зарплаты руководителей отделов рекламы. Примерно на 30% прибавили в зарплате художники-дизайнеры и руководители отделов маркетинга. Лидерство этих специалистов Балян объясняет общим ростом объемов рекламной и маркетинговой деятельности компаний.
   Владимир Верхоланцев, директор по развитию агентства маркетинговых коммуникаций Petra, объясняет дорожание рекламистов и маркетологов ростом рынка и дефицитом специалистов. Последние годы, говорит он, рекламный рынок Новосибирска увеличивается в среднем на 50% в год, а сопоставимого притока кадров нет. Выше становится цена профессиональной ошибки при планировании маркетинговых и рекламных мероприятий, все сложнее достучаться до сознания потребителя. Тот, кто это умеет, стоит все дороже и дороже, и так будет продолжаться еще несколько лет, считает Верхоланцев.
   Второе место по темпам роста зарплат, уступив всего 1%, заняли менеджеры финансово-юридического блока. Зарплата юристов увеличилась на 39%, а финансовых директоров — на 25%. Старшие бухгалтеры (или заместители главных бухгалтеров) прибавили в цене больше всех — 41%. На их фоне сами главбухи выглядят забытыми — они подорожали всего на 5%, а если учесть инфляцию, то подешевели на 3%. Балян объясняет это перераспределением функций между главными бухгалтерами и их заместителями: “Сфера ответственности заместителей расширяется. Фактически они управляют сотрудниками бухгалтерии, готовят отчетность и контролируют основную часть финансовой документации”.
   Третье место делят директора и специалисты по персоналу, прибавившие в доходах в среднем по 21%. Среди лидеров генеральные (39%) и исполнительные директора (50%), тренинг-менеджеры (29%) и директора по персоналу (27%).
   Прошлый год рекрутеры называли “годом логистики” — зарплаты в этой сфере тогда выросли почти на 50%. Теперь рост существенно замедлился, достигнув всего 16,3% за полгода. А начальники транспортной группы (или заместители руководителей отделов логистики) с учетом инфляции даже потеряли в доходах 4%.
   Сотрудники отделов продаж после безусловного лидерства в течение последних нескольких лет подорожали в среднем всего на 20%. Аутсайдерами среди специалистов по продажам стали руководители отделов розничных продаж — 7%, или минус 1% с учетом инфляции.
   За 2003 г. альтернативный обзор зарплат сделало агентство Business Connection. Управляющий партнер Business Connection Ильгиз Валинуров заметил, что все топ-менеджеры продемонстрировали в первом полугодии рост зарплат на 30-50%. Это в равной степени относится как к генеральным директорам и директорам филиалов, так и к директорам подразделений продаж, маркетинга, персонала. В то же время руководящие сотрудники тех же подразделений, считает Валинуров, ростом доходов лишь покрыли инфляцию.
   Специалисты по персоналу склонны считать выводы “Сиб-Анкора” более достоверными. Галина Митюшкина, руководитель службы управления персоналом издательского дома “Сатрен”, констатирует, что доходы “продажников” в компании росли медленнее, чем рекламистов и маркетологов: “Конкуренция все жестче, каждый шаг требует маркетингового исследования, а каждое новое предложение — качественного продвижения”.
   Евгения Доможирова, директор по персоналу группы компаний “Евродвери”, отмечает, что в последнее время к традиционным лидерам — специалистам по продажам в доходах подтягиваются другие подразделения. “Я объясняю это тем, что конкуренция теперь строится не только на профессионализме "продажников", но и на внутренних технологиях, которые обеспечивают как раз финансовые, маркетинговые службы, департаменты по управлению персоналом”.