20.08.2004  Фармацевты готовятся к войне за «льготные» деньги

   Новые правила обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами, которые вступят в силу с января следующего года, могут спровоцировать настоящую войну среди фармпроизводителей и дистрибьюторов.
   Дело в том, что, согласно предложенной Министерством здравоохранения и социального развития концепции, в следующем году всех льготников обяжут получать так называемый «социальный пакет». В него входят обеспечение льготников лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение и транспорт. Самым лакомым куском всего этого «пирога» является, безусловно, лекарственное обеспечение. По заявлению министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, в 2005 г. из бюджета будет выделено 53 млрд руб. на финансирование лекарственного обеспечения, 11 млрд – на санаторно-курортное лечение, и около 6 млрд на транспортные льготы.
   Полностью меняется и сама схема распределения лекарств: поставлять, распространять и продавать пилюли гражданам смогут лишь организации, вошедшие в «программу», попросту особо приближенные. Чиновники лукаво обещают, что уже через год после введения всей этой схемы граждане получат право сами выбирать, пользоваться ли им социальным пакетом или получать его деньгами. Но, по мнению экспертов, все это лишь пустые слова. Вряд ли Михаил Зурабов захочет выпускать из рук возможность ежегодно получать из бюджета около 70 млрд руб., тем более что распределением этих средств будет заниматься непосредственно Министерство здравоохранения и соцразвития.
   Судя по схеме организации субъектов, отвечающих за лекарственное обеспечение льготников, распределяться бюджетные деньги будут следующим образом. Получатель и держатель «льготных» денег – Министерство здравоохранения – готовит всю нормативную базу и определяет правила игры на рынке. Затем уполномоченный федеральный орган по организации программы проводит тендер по отбору партнеров программы, заключает соглашения о присоединении с производственными фармацевтическими компаниями и формирует реестр уполномоченных производителей. Проще говоря, круг поставщиков, через которых будут «проходить» деньги на лекарственные средства, будет сильно органичен, также будет ограничен и круг их дистрибьюторов (один-два на федеральный округ), которые также отбираются якобы на основании тендера.
   Сейчас и фармпроизводители, и дистрибьюторы, как они сами признаются, готовятся к грандиозной битве за право поучаствовать в федеральной программе. Понятно, что, как обычно в таких случаях, не последнюю роль сыграет и административный ресурс руководителей компаний. В результате рынок обеспечения льготников лекарствами будет аккуратно поделен и фактически захвачен несколькими компаниями.
   В связи с переходом с 1 января следующего года всех фармпроизводителей на новые стандарты производства GMP (GMP, Good Manufacturing Practice – унифицированные правила производства лекарственных препаратов, которые производитель обязан выполнять, чтобы выпускать качественную фармацевтическую продукцию) и в связи с более жесткими требованиями к производству лекарств и необходимостью вкладывать значительные средства в переоборудование, число игроков на этом рынке неизбежно сократится, а цены на лекарства поползут вверх – например, после введения такого стандарта в Восточной Европе цены на лекарства выросли на 10-15%.
   «Если разобраться, то введение соцпакета не улучшает, а только ухудшает общую ситуацию, – говорит депутат Госдумы Оксана Дмитриева. – На самом деле придуман он был для того, чтобы компенсировать фондам социального и медицинского страхования часть «выпадающих» денег в связи со снижением единого социального налога».