18.08.2004  Пиво в России станет иностраннее

   Мировые пивные гиганты "поедают" небольшие российские пивоваренные заводы для поддержания своих позиций на замедлившем рост российском рынке пива. В свою очередь, спасаясь от поглощения, небольшие пивзаводы вынуждены объединяться для выживания. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет на российском пивном рынке останется не больше пяти крупных игроков, а те независимые производители, которым посчастливится выжить на рынке, будут существовать в виде маленьких пивоварен, обслуживающих небольшие регионы. В результате не всегда качественное пиво в России уступит место более дорогим и хорошо разрекламированным сортам.
   Наконец-то приобрели явные очертания долго бродившие по российскому пивному рынку слухи о том, что транснациональная пивная корпорация Heineken собирается со своим пивом продвигаться в глубь России, скупая по пути региональные заводы. Сначало поговаривали о том, что Heineken вот-вот купит известный российский завод "Очаково", потом стало известно, что корпорация, якобы, наметила строительство своих пивоварен в Свердловской области. И вот Heineken официально заявила, что сделала новое приобретение. Им стала российская Центрально-Европейская пивная компания (ЦЕПКО), которую в 2001 году создали акционеры "Вимм-Биль-Данн". В свою очередь (ЦЕПКО) владела 78% акций пивного завода "Шихан" в Стерлитомаке (Башкортостан) и 100% акций пивоварни "Волга" в Нижнем Новгороде. Покупка двух пивоварен сразу вывело голландский концерн на третье место на пивном рынке России после шведского концерна Baltic Beverege и индийско-бельгийского Holding Sun Interbrew.
   Российские заводы приглянулись голландским пивоварам прежде всего своим удобным местом расположения. Географическое положение предприятий позволит корпорации "разместить производство в самых быстрорастущих регионах России". Любопытно, что оба поволжских завода - довольно доходные предприятия, занимавшие ведущие позиции на местных рынках.
   Если поволжский регион ждет от иностранцев больше денег и вкусного пива, то российский рынок находится в боязливом ожидании иностранных интервенций и поглощений. Западные концерны на российском пивном рынке не новички и видят в России большое поле для деятельности. Ведь согласно проводимым исследованиям интерес россиян к потреблению крепких спиртных напитков неуклонно снижается. И пропорционально этому снижению в России растет интерес к слабоалкогольным напиткам, потребление которых в прошлом году выросло почти на 40% и в основном за счет пива.
   И хотя темпы роста российского пивного рынка не превышают 7-8% в год, западные концерны видят в нем большое поля для деятельности и отдают почетное второе место (после Китая) по темпам абсолютного прироста. Ведь объемы производства пива в России по сравнению с ведущими мировыми державами небольшие. Так, если в нашей стране в год производится пива в среднем на 5,5 млрд долларов, то США пивная отрасль ежегодно приносит до 60 млрд долларов. И если среднестатистический россиянин в прошлом году выпил 52 литра пива, то среднестатистический немец - 117 литров пенного напитка. Прибавил к этому еще и общедоступные цены - получается вполне неплохой потенциал роста.
   По оценке российского Союза пивоваров сегодня нас поят пивом свыше 300 производителей. При этом большую часть рынка, свыше 60% контролирует десятка лидеров. И по прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет лидерам будет принадлежать до 80% рынка.
   "Неизбежная консолидация, укрупнение бизнеса - закономерная ситуация для пивного рынка,- прокомментировали ситуацию в российском Союзе пивоваров. - Чтобы выжить в ближайшем будущем и достойно встретить иностранных конкурентов средним и мелким пивзаводам придется объединиться для выживания. В свою очередь мощные иностранные производители, чтобы удержать свои позиции на рынке, будут стремиться их поглощать. И через несколько лет в этой российской отрасли останется пятерка лидеров. Остальные игроки не смогут делать сколько-нибудь существенной погоды на рынке".