17.08.2004 Москва: как продать уроки скучающим горожанам Наталья Киселева и бельгиец Алан Руве решили проверить, готовы ли москвичи отдавать $25, чтобы за один вечер освоить искусство приготовления суши, флирта или гадания на картах ТАРО. Как оказалось, жители столицы к этому готовы. За три месяца подобные занятия посетило более 1000 человек. Компания “Сити-класс” появилась совсем недавно — в мае 2004 г., но уже к концу этого года ее совладельцы — Киселева и Руве — планируют вернуть свои вложения. Уверенности им придает тот факт, что американская компания Learning Annex, начавшая подобный бизнес еще 24 года назад, сейчас проводит более 8000 занятий в год, которые посещают 2,5 млн человек. Бельгиец Алан Руве приехал в Россию в середине 90-х гг. по приглашению некоммерческого фонда TASIS, который искал консультанта по реструктуризации предприятий. Осмотрев все достопримечательности Первопрестольной и лучшие театральные спектакли, Руве понял, что не знает, чем себя занять. Ни с того ни с сего он решил по вечерам писать роман. Если бы не это малопримечательное на первый взгляд обстоятельство, то он вряд ли бы обратил внимание на рекламу курсов “Как продать книгу”. Это было в 2000 г., когда он на некоторое время вернулся в США. Вечерние учебные курсы организовывала компания Learning Annex. “Посетив тренинг, я понял, что нашел идею успешного бизнеса, — говорит Руве. — Подобные курсы посещают не только для того, чтобы что-то узнать, но и для того, чтобы провести время и завести новых друзей, а в Москве эта проблема актуальна для многих менеджеров”. “Жизнь в крупных мегаполисах рождает у людей множество психологических проблем. Люди более замкнуты, у них не хватает времени на общение, которое заменяют суррогатными формами, они более сильно ощущают одиночество”, — говорит руководитель аналитического отдела исследовательского холдинга “РОМИР Мониторинг” Михаил Тарусин. Москва полна всевозможных образовательных курсов, но все предполагают длительное обучение. Основатели “Сити-класса”, напротив, апеллируют к людям, которые хотят узнать основы, но не собираются становиться специалистами. “Если человек хочет сделать ремонт своей квартиры, но не имеет возможности ходить несколько месяцев на курсы по дизайну интерьера, он может за три часа получить основы дизайна, узнать, что такое цветопланировка, где найти рабочих, в какие магазины сходить, если интерьер будет в стиле модерн или хай-тек, — говорит управляющий "Сити-класса" Алексей Сизов. — Кому-то кажется, что это шарлатанство — за три часа нельзя освоить ландшафтный дизайн или интернет-трейдинг, но наши эксперты дают информацию, которая необходима для практического решения, не углубляясь в теорию”. Избегая академичности, основатели “Сити-класса” принципиально не приглашают проводить курсы профессиональных педагогов. “Нам нужны люди, которые ежедневно сталкиваются с той или иной темой, а не те, которые знают, как должно быть в теории, — говорит Руве. — Важно, чтобы люди были не только экспертами в своей области, но и могли бы преподнести этот материал”. Для решения этой проблемы в компанию пригласили Алексея Сизова, который работал хедхантером в одном из рекрутинговых агентств. “Нужно было не только найти экспертов, но и убедить преподавать в необычной для России форме”, — вспоминает Сизов. Проверить харизму экспертов и обкатать технологию проведения мастер-классов решили во время пилотных занятий для друзей и знакомых, которые провели за месяц до запуска проекта. Чтобы быстро завоевать максимальное количество клиентов, стартовать решили ярко и шумно. В середине мая 2004 г. в популярных кафе и супермаркетах появились стойки с цветной брошюрой-расписанием “Сити-класса”, которая была издана тиражом 100 000. Совладельцы решили проводить сразу 100 курсов в месяц. Для проведения мероприятий арендовали несколько конференц-залов в бизнес-центрах. В день проходит 5-7 занятий разной тематики. Основатели не раскрывают, сколько потратили денег, но Алан Руве признается, что до того, как все началось, он стоял перед выбором — купить одну из последних моделей BMW либо основать собственный бизнес. Пока Руве передвигается по Москве на мотороллере. За три месяца работы предприниматели выяснили, что сейчас наиболее популярны курсы, связанные с финансами и развлечениями. Хиты продаж — “Как начать торговлю на Форексе”, “Как приготовить суши”, “Как флиртовать”. А курсы, связанные с красотой и здоровьем, наоборот, непопулярны. Каждый месяц “Сити-класс” обновляет программу на 10-15%. Есть семинары, запущенные под определенные события. Например, в июне прошли курсы, посвященные яйцам Фаберже. За три месяца работы на курсах “Сити-класса” побывало более 1000 человек. “Мы планировали, что этот рубеж пройдем только осенью”, — признается Сизов. Одно посещение тренинга стоит 750 руб. При этом количество группы не должно превышать 25 человек, чтобы каждый смог получить ответ на свой вопрос. За одно занятие выручка компании составляет около 18 000 руб. В вечернее время конференц-залы бизнес-центров пустуют, поэтому аренда обходится дешево — около 7000-9000 руб. за три часа. Эксперт, проводящий занятие, получает около 1500 руб. Таким образом, каждое занятие приносит 7000 руб., не считая расходов на рекламу и персонал. Всего в “Сити-классе” работают 16 человек. Днем они сидят в офисе и отвечают на телефонные звонки, а по вечерам регистрируют пришедших на семинары. По расчетам совладельцев, вложения окупятся до конца 2004 г., когда ежемесячно на курсы будет приходить более 2000 слушателей. Осенью совладельцы “Сити-класса” хотят запустить курсы выходного дня, во время которых можно будет снять собственный фильм или принять участие в театральной постановке. А в сентябре “Сити-класс” планирует запустить еще один проект: встречи с успешными людьми, которые будут рассказывать, как они добились этого. “В России практически нет культуры "историй успеха". Пропагандируется не успех, а его атрибуты, а людям не хватает практической и позитивной информации”, — считает Руве. |