16.08.2004 Скидки на чистку шубки - это аргумент Развитие сферы бытовых услуг, по оценкам экспертов, является сегодня одним из самых перспективных направлений малого бизнеса. Это касается, в частности, химчисток, количество которых в 90-е годы сократилось в 4-5 раз. Сегодня на каждую химчистку в России приходится более 150 тысяч потенциальных клиентов, однако 30% предприятий не приносят их владельцам прибыли. Дело в том, что на единственный плюс этого бизнеса – повышающийся год от года спрос на услуги, спровоцированный ростом доходов населения, приходится целый ряд отрицательных факторов: слишком высокие первоначальные вложения (аренда и ремонт помещения, покупка оборудования и самая скромная реклама обойдутся минимум в $140–150 тыс.), довольно долго окупающиеся (не менее двух лет), малочисленность квалифицированного персонала, и самое главное – слишком сильные сезонные колебания спроса, бороться с которыми можно только существенным снижением цен. Как рассказала Оксана Рангуринди, директор химчистки «Блеск», резкое снижение спроса на услуги ее организации случается дважды в год: в июле-августе и в середине зимы: «Самый тяжелый месяц, конечно же, январь. Клиентов практически нет – чистить верхнюю одежду просто неразумно, да еще и праздники – многие устраивают себе каникулы, даже летом дела идут лучше, доходы снижаются только на 30%». Похожую ситуацию отмечает Светлана Иванова, заместитель главного бухгалтера химчистки «Алиса»: «Наибольшей популярностью наши услуги пользуются весной, когда все чистят дубленки и шубы, чтобы те не испортились во время летнего хранения». Летний спад в этой химчистке составляет 40%. Осенью же поток клиентов возобновляется – приходят те, кто не позаботился о теплых вещах весной. Светлана также отметила, что летом клиенты чистят только легкую, сезонную одежду: костюмы, сарафаны, платья. Приемщица химчистки «Аист» Наталья Волосова не помнит случая, чтобы летом принесли почистить шубу. В этом году, правда, раньше, чем в предыдущие, стали приносить осенние куртки и ветровки. Александр Жаров, сотрудник химчистки «Чайка» тоже отметил, что в этом году сдвинулся сезон: «Если обычно в июле–августе спад по сравнению с весной составлял около 25%, то в этом году всего 15%, причем несут не маечки, а пледы c куртками». А вот дела химчистки «Диана», где предусмотрительно снизили цены на чистку зимней одежды на 15%, идут по-весеннему хорошо: уровень доходов и число клиентов не снижались. Как рассказали в приемной службе химчистки, сейчас как раз теплые вещи в основном и чистят. Если учесть, что в среднем по Москве чистка шубы или дубленки обойдется в 1000 рублей, ажиотаж вполне понятен. В химчистке Nikko такую скидку сделали на все виды услуг, что привело к росту числа клиентов на 25%. Такое поведение химчисток – частный случай, во-первых, коррекции сезонного спроса, и во-вторых, мотивации клиента сделать то, что он традиционно делать не хочет и потому опаздывает. Дать себе бонус за мытье окон на зиму – решение из той же схемы. Все равно ведь скоро пора. |