13.08.2004 Нижегородская область: турфирмы не могут причалить Волжское пароходство, один из крупнейших игроков на рынке речных круизов, опять осложнило жизнь туристическим фирмам. На этот раз на 50-70% повышены ставки причального сбора для теплоходов. Антимонопольные органы возбудили в отношении пароходства дело по признакам нарушения закона “О конкуренции”. В областном правительстве опасаются, что действия пароходства уменьшат количество туристов, а это снизит поступления в бюджет. Первое дело, возбужденное в июне за отказ пароходства предоставлять турфирмам суда в аренду, отложено до октября. По данным Волжского пароходства, на нижегородском рынке сейчас работает 167 туристических судов, 46 из них принадлежит Волжскому пароходству. Антимонопольное ведомство возбудило дело в отношении Волжского пароходства 10 августа после жалобы одной из нижегородских туристических фирм на резко возросшие ставки причального сбора для теплоходов. Рассмотрение дела назначено на 26 августа. По данным антимонопольного ведомства, говорит специалист отдела контроля естественных монополий нижегородской ФАС Анна Фомина, в навигацию 2004 г. пароходство увеличило ставки причального сбора в Нижнем Новгороде по сравнению с прошлым годом на 50%, в поселке Макарьеве, знаменитом своим монастырем, — на 70%. В прошлогоднюю навигацию, говорит Фомина, за час стоянки теплохода на причале у нижегородского речного вокзала пароходство взимало 3,3 руб. за один погонный метр теплохода, в этом году — уже 4,95 руб. Пользование “зеленой стоянкой” в Макарьеве в 2003 г. обходилось владельцам пассажирских судов в 892,38 руб. за один судозаход, в 2004 г. — в 1601,24 руб. В пароходстве утверждают, сказала Фомина, что новые ставки равны себестоимости этих услуг у пароходства, при их расчете учитывались затраты на содержание причалов. Однако по итогам проверки ФАС выяснилось, что себестоимость услуги по причаливанию в нижегородском порту составляет 2,36 руб., а в Макарьеве — 378,55 руб. Название турфирмы, пожаловавшейся в ФАС, в антимонопольном ведомстве назвать отказались, но менеджер одной из туристических компаний сказал, что, скорее всего, в антимонопольное ведомство обратилась фирма “Гама” с жалобой на высокие ставки по причаливанию в Макарьеве, одном из основных пунктов речных экскурсий. В Макарьев кроме “Гамы” регулярные рейсы совершает нижегородская турфирма “Вояжель”, однако в компании заявили, что не обращались в ФАС. В правительстве Нижегородской области опасаются, что повышение ставок причального сбора заставит турфирмы сокращать время стоянок и это уменьшит количество туристов. “Теплоходы будут останавливаться на пару часов — только для обзорной экскурсии, в результате снизятся поступления в бюджет области”, — сказал чиновник из областного правительства. Участники рынка говорят, что, несмотря на высокие ставки причального сбора, будут их платить, потому что “другого выхода нет”. По словам заместителя генерального директора туристической компании “Вояжель” Андрея Шибаршина, рост ставок в полтора-два раза сильно повлияет на прибыль компании. “Чтобы уменьшить затраты на портовые сборы, "Вояжель" планирует сокращать время стоянок, — сказал Шибаршин. — Туристам это не понравится, но это вынужденная мера”. Директор туристического агентства “Экспресс” Наталья Югина также предполагает сокращение прибыли компании из-за роста ставок причального сбора. По ее словам, компания также будет сокращать время стоянок. А пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина говорит, что часть затрат турфирмы могут переложить на туристов. Повышение ставок причального сбора на общем фоне роста стоимости путевок на 15-25% в этом сезоне на туристах никак не скажется. Тем более что речные круизы востребованы на рынке, говорит Тюрина. “Если эту сумму раскидать на всех пассажиров теплохода, они ее вряд ли заметят”. Это уже второе дело, возбужденное УФАС в отношении Волжского пароходства. В июне антимонопольные органы возбудили дело о необоснованном отказе пароходства предоставлять суда в аренду туристическим компаниям. По словам Гребнева, количество судов, сданных в аренду нижегородским турфирмам пароходством, за последние четыре года резко уменьшилось. По мнению антимонопольного ведомства, Волжское пароходство доминирует на рынке водных турперевозок через свою дочернюю компанию “Волга-Флот-Тур” и поэтому должно выделять флот турфирмам по конкурсу. Чиновник из правительства Нижегородской области сообщил, что Минэкономики уже не раз обращалось к Волжскому пароходству с предложением выделять теплоходы нижегородским турфирмам. “Сейчас Волжское пароходство является монополистом на рынке круизов. Это их право, как распределять пароходы, но это происходит не в пользу нижегородских компаний”, — говорит чиновник. Дело отложено до октября для проведения дополнительных исследований. |