13.08.2004  Конец кофемании

   В 2001-2002 гг. создатели первых российских сетей кофеен озвучивали амбициозные планы. Согласно тогдашним прогнозам, только в Москве должно было открыться до тысячи заведений. Лидеры рынка — “Кофе Хауз”, “Zen Кофе”, “Шоколадница”, питерская “Идеальная чашка” обещали открывать новые кофейни десятками.
   Но оптимизм сетевых игроков не оправдался — эти компании смогли открыть не более 20 заведений каждая. В 2004 г. аналитики начали говорить о причинах неудач. Главная — то, что кофейни утратили элитный дух, из модных заведений они превратились в качественный тематический фаст-фуд, недостатка в котором и так не ощущается. Не дождались операторы кофейных сетей и мощных иностранных инвесторов, по крайней мере пока. Хотя и сейчас на рынке ходят слухи, что Starbucks будет договариваться с кем-то из ритейлоров.
   А мода и потребительские предпочтения тем временем сильно поменялись. В течение последнего года эксперты фиксируют рост инвестиций в недорогие пивные рестораны со средним чеком $7-8. О планах вложить деньги в подобные проекты объявил Очаковский пивобезалкогольный комбинат, успешно развивается в Сибири и скоро появится в Москве сеть “Сибирская корона” под патронажем SUN Interbrew. Аналитики считают, что в России эти вложения более перспективны. Видимо, людей, которые хотели бы выпить пива и закусить в приличной обстановке, в стране гораздо больше, чем кофеманов.