13.08.2004  А.Корсак: московские власти пытаются дать отпор захватчикам

   На одном из последних заседаний московского правительства Юрий Лужков заявил о том, что столичные власти намерены бороться с "недружественными поглощениями" городских предприятий. По данным градоначальника, ряд крупных коммерческих структур скупает акции промышленных производств, чтобы закрыть их и на освободившихся участках построить элитные жилые дома, офисы или организовать другой, более доходный, бизнес. Так, например, за последние 3 года в результате смены собственника прекратили свое существование 20 из 37 столичных предприятий легкой промышленности.
   Об остроте проблемы корпоративных конфликтов рассказал Александр Корсак, руководитель управления московского правительства по экономической безопасности Москвы. По его словам, в подобных конфликтах опасность представляет не смена собственника, а неконтролируемое закрытие или перепрофилирование предприятий. Ели предприятия начнут закрываться, это приведет к сокращению реального сектора экономики, а значит к уменьшению налогооблагаемой базы, росту безработицы. Поскольку более 40% бюджета идет на социальные нужды, под угрозу может быть поставлено выполнение городских социальных программ, отметил А.Корсак. Поэтому стратегическая задача московского правительства сводится к тому, чтобы не только не допустить сужения реального сектора экономики, а, напротив, развивать его.
   Конечно, экономика города складывалась на протяжении длительного времени, и многие предприятия, которые исторически оказались в центре Москвы, уже не должны здесь оставаться, тем более что это связано с проблемами экологии и транспорта, сказал А.Корсак. Поэтому передислокация и перепрофилирование, безусловно, необходимы, и когда это согласуется с социально-экономическим развитием города, это нормальный процесс.
   Проблемы возникают, когда новый собственник проявляет себя недружеским образом по отношению к интересам города и коллективам предприятий, когда он преследует только свои интересы, забывая о том, что находится в мегаполисе, очень сложном образовании, где все взаимосвязано.
   Если говорить об интересах захватчиков, сказал А.Корсак, то в первую очередь их интересует земля, занимаемая предприятием, особенно в центральной части города. Второе – это недвижимость. И третье (новое явление, которого не было раньше)- это захват бизнеса.
   Между тем, земля – это основное достояние города, который является самым крупным ее собственником. Аренда земли, аренда или продажа недвижимости – один из источников формирования доходной части бюджета, отметил А.Корсак. Поэтому на недавнем заседании правительства акцент был сделан именно на то, насколько эффективно используется земля. Существует немало предприятий, работающих на грани убыточности, которые имеют при этом еще и льготы, а город от этого земельного участка почти ничего не получает. В таком случае город заинтересован в приходе нового, более эффективного собственника. При этом, подчеркнул А.Корсак, должны быть созданы такие условия, когда это экономически выгодно и собственнику, и городу. "Необходимы партнерские отношения, но при одном условии: не город для инвестора, а инвестор для города", - отметил он.
   «Мы говорим о необходимости соблюдения баланса интересов. Нельзя, действуя на территории города, решать только свои частные задачи, преследовать только свои частные экономические интересы, забывая о том, что есть еще и интересы города», - сказал А.Корсак. И это не контроль, это нормальное регулирование, которое особенно важно на этапе формирования рыночных отношений. «Речь идет не о давлении государства на бизнес, а о необходимости ввести в современное цивилизованное и правовое русло всех участников рыночных отношений. Мы – за рынок, но за рынок открытый и прозрачный. А у нас он во многом в полутонах, полусерый. И регулировать происходящие процессы должно государство», - подчеркнул он.
   «Сегодня надо определить перечень предприятий, которые должны остаться в городе, - сказал А.Корсак. - Совершенно понятно, что должна оставаться пищевая промышленность, промышленность, обеспечивающая сферу городского хозяйства, фармацевтическая промышленность, электроника. Несомненно, необходимо развивать высокие технологии. А дальше нужно идти по пути инновационного процесса. Вот, например, прорабатывается идея создания 23 промышленных зон, в основном на периферии, где должны развернуться новые современные производства, куда можно передислоцировать, в том числе, и предприятия из центральной части. Но не должно быть хаоса, когда каждый хозяин что хочет, то и делает».
   На вопрос, какими именно методами предполагается ставить заслон на пути "недружественных поглощений", А.Корсак ответил, что здесь должны работать правовые механизмы. Нужны соответствующие поправки в законы, потому что сегодня в законодательстве есть серьезные пробелы, которые создают предпосылки к продолжению захватов и недружественных поглощений. По словам А.Корсака, сейчас московское правительство вышло с законодательной инициативой в ГД, подготовлены предложения, регулирующие вопросы смены собственников предприятий. Особенно он отметил неотложность принятия мер по недопущению использования так называемых "серых технологий" и применения силовых захватов в корпоративных спорах.
   По словам А.Корсака, сейчас наметилась тенденция к сокращению количества поглощений, о чем свидетельствует статистика обращений, поступающих в управление. Серьезные барьеры для захватчиков создал целый ряд принятых в городе нормативных документов, особенно закон №35 от 26.05.2004 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы".
   Однако, заметил А.Корсак, "регулирование данного вопроса не может осуществляться только на уровне субъекта федерации. Это федеральный уровень, и государство должно регулировать правила игры, потому что когда они не регулируются, начинается игра без правил".