12.08.2004  Исполнительный директор сети "Пятерочка": "Ни в одной стране мира гипермаркеты не занимают более 40%"

   В самом начале 2001 г. один из отцов-основателей розничной сети "Пятерочка" Андрей Рогачев говорил, что хочет к 2004 г. довести оборот компании до $900 млн. Тогда это звучало как мечта. В конце 2000 г. у питерского ритейлора было всего 38 магазинов с оборотом $75 млн. За три года в жизни "Пятерочки", сохранившей лидерство в отрасли, произошло много важных событий. Компания прорвалась в столичный регион. Ее акционером стал один из венчурных фондов Европейского банка реконструкции и развития, который этой весной вышел из проекта, продав свой 20%-ный пакет. Наконец, оборот компании перевалил за заветные $900 млн — точно по графику, составленному четыре года назад.
   Олег Высоцкий, главный исполнительный директор сети, рассказал, что "Агроторг" (компания, из которой вырос холдинг "Пятерочка") создавался с очень небольшим капиталом. «Реальных денег было $50 000-100 000. "Когда говорят, что в бизнес "Пятерочки" было вложено $20 млн, мне смешно. Было вложено максимум $2 млн, причем не деньгами даже, а рухлядью всякой: компьютерами, мебелью, старыми машинами… Главной ценностью была и остается наша команда", - подчеркнул О.Высоцкий.
   "При создании "Агроторга" ситуация на рынке была ужасающая (из-за кризиса 1998 г.): никто ничего не покупал, кроме сахара, муки и хлеба, - вспоминает он. - Нормально продавалось всего 50 товарных позиций. Дорогие продукты портились, иностранные поставщики требовали денег. Помню, мы закупили творожные сырки, потом пришлось их съесть всем коллективом, потому что не сумели продать… Так вот мы учились всему с нуля. Даже как-то украли ценник в одном магазине и разбирались, что на нем написано".
   Сейчас помимо "Агроторга", главного оператора сети в Санкт-Петербурге, в холдинг входит компания "Агроаспект" — московский оператор и еще семь юридических лиц, причем их количество растет. "Причина проста: каждый регион желает, чтобы налоги платились на его территории, - пояснил О.Высоцкий. - Часто условием входа в тот или иной регион является создание юрлица по месту операций. Где-то мы умудряемся договориться, где-то идем на компромисс. "Агроаспект" и "Агроторг" — ключевые компании, все остальное — компромисс с местными администрациями. Уже сейчас все активы консолидированы, по ним ведется общий учет и аудит". Сейчас у сети около 100 региональных магазинов, а в 2005-2006 гг. их количество должно увеличиться до 550.
   Сегодня, по словам О.Высоцкого, приоритетом инвестиционной программы "Пятерочки" является строительство новых магазинов и складов, модернизация старых магазинов. При этом, сказал он, в регионах будет работать именно франчайзинговая программа компании. О.Высоцкий сообщил, что сейчас франшиза "Пятерочки" колеблется в зависимости от емкости региона от $600 000 до $1 млн. В прошлогоднем обороте сети из $933 млн на франчайзинг пришлось около $53 млн, или 5%. Предполагается, что к 2010 г. эта доля достигнет 30%.
   Отвечая на вопрос, есть ли сети, которые "Пятерочке" было бы интересно приобрести, О.Высоцкий сказал: "Многое упирается в концепцию. Мы считаем, что в магазине должны быть широкие проходы, хороший свет, площадь торгового зала не менее 600 м. Когда начинаешь обращаться к мелким сетям, оказывается, что там площадь маленькая, товар невозможно нормально выставить в принципе. А ожидания сейчас очень завышенные. Я помню, была трагедия у одного предпринимателя, он продал сеть своих магазинов в Нижнем Новгороде, входит в самолет и читает, что “Копейка” куплена “ЮКОСом” за $400 млн. А он два часа назад продал свою компанию за совершенно другие деньги. И когда появилась цифра $400 млн за “Копейку” при ее обороте $120 млн [в год], у всех был просто шок, потому что люди плохо понимают правила оценки компании. Они талантливы в чем-то своем, а в этом они не понимают. Серьезно говоря, покупать-то и некого: бизнес то продается, то не продается".
   Аналитики считают, что на долю пятерки крупнейших продуктовых ритейлоров приходится не более трети рынка сетевой торговли. По прогнозу О.Высоцкого, "примерно через три года начнется активная консолидация, а лет через 10 распределение рынка станет похожим на прошедшие эту эволюцию рынки европейских и восточноевропейских стран. Где-то 30-40% рынка займут гипермаркеты, 30% — дискаунтеры, 10-15% — супермаркеты и независимые магазины, 25-30% — все остальные форматы".
   О.Высоцкий не согласен с прогнозами тех аналитиков, которые считают, что дискаунтеры постепенно сдают позиции в пользу гипермаркетов. По его словам, "ни в одной стране мира гипермаркеты не занимают более 40%, а в Европе единственным растущим сегментом и вовсе является сегмент дискаунтеров. В Польше одной из прибыльных сетей остается “Бедронка”, очень похожая по позиционированию на “Пятерочку” сеть дискаунтеров. Гипермаркеты приносят владельцам только убытки. Wal-Mart в Германии потерпел поражение от дискаунтеров Aldi, Lidl, Penny".