12.08.2004  “Формоза” идет на телеэкраны

   Реклама российских настольных компьютеров возвращается на центральные телеканалы. Один из крупнейших сборщиков компьютеров — компания “Формоза” собирается удвоить свою долю российского рынка с помощью массированной рекламной кампании. Игроки рынка говорят, что сделать брэнд массовым может только телереклама, но на полноценную кампанию рекламного бюджета “Формозы” не хватит.
   В группу компаний “Формоза” входит Научно-производственный компьютерный центр “Формоза-Альтаир”, дистрибьюторская компания ForDis, немецкая “дочка” FORMOZA electronics GmbH и несколько магазинов “Волшебный мир компьютеров”.
   На центральных телеканалах 16 августа стартует телереклама “Формозы”. Реклама должна помочь “Формозе” улучшить позиции на рынке, пошатнувшиеся в 2002 г. Как говорит директор по маркетингу “Формозы” Елена Самойлова, в 2003 г. компания решила сфокусироваться на потребительском рынке, чтобы удвоить свою долю рынка к 2006 г. Согласно проведенному в январе исследованию, рассказывает Самойлова, сейчас российские домохозяйства покупают персональные компьютеры в первую очередь для детей. По ее словам, дети есть у половины семейных пар в возрасте 25-45 лет, составляющих около 60% населения России. “Мы решили сделать упор на центральные телеканалы, которые позволяют охватить не менее 50% целевой аудитории”, — говорит Самойлова.
   Реклама сборщиков настольных компьютеров на телевидении была распространенной в 1997-1998 гг., тогда “Вист” даже спонсировал передачи популярного шоумена Николая Фоменко. “Тогда медиарынок был намного дешевле, — вспоминает гендиректор DEPO Computers Александр Баринов. — А сейчас он подорожал, изменился и ландшафт розничной торговли, появились крупные сети бытовой электроники”. Баринов считает, что инвестиции в телерекламу могут оправдаться только в тех случаях, когда компьютеры этой марки лежат на прилавках всех розничных сетей — и телезрителям не надо гадать, где их можно купить. Но такая реклама потребует $4-4,5 млн за две-три недели, говорит он.
   По оценкам игроков рынка, из игроков компьютерного рынка в России на рекламу больше всех тратит Intel, хотя сама компания не разглашает расходы на нее. Телереклама — наиболее эффективный источник построения брэнда национального масштаба, без нее такой брэнд построить невозможно, считает директор по маркетингу Intel в странах СНГ Денис Мальцев. “Ни один другой медиаисточник не дает такого широкого охвата аудитории”, — говорит он. Однако Мальцев признает, что реклама на телевидении крайне дорога.
   “Формоза” наверняка увеличит свои продажи с помощью телерекламы, считает ведущий аналитик IDC по рынку персональных компьютеров Андрей Верховод. “Однако не очевидно, что потраченные средства окупятся, и об увеличении доли вдвое говорить затруднительно”, — предупреждает он.