10.08.2004 Москва: аварий с участием маршруток станет меньше только после усиления контроля над компаниями-перевозчиками В конце прошлой недели в Москве произошло крупное дорожно-транспортное происшествие с участием маршрутной «Газели». Столкнулись легковой автомобиль и маршрутная «Газель», в результате маршрутка перевернулась и загорелась. Водитель и три пассажира «Газели» чудом остались живы. Это уже далеко не первое «громкое» дорожно-транспортное происшествие с участием маршрутных такси «Газель». Компания-производитель в таких случаях говорит, что причина аварии и большого числа пострадавших – это «человеческий фактор»: частое нарушение водителями правил дорожного движения, несанкционированная переделка перевозчиками «немаршрутных» модификаций микроавтобуса в маршрутные, допуск на маршруты машин, не прошедших технический осмотр. Тем временем власти регионов уже почти открыто предлагают заменить «Газели» на что-то более надежное. Однако, по мнению экспертов, свести к минимуму негативные последствия с участием «Газелей» поможет, скорее, не замена их на подержанные импортные аналоги, а усиление контроля за исполнением законодательства, регулирующего деятельность перевозчиков. По данным ГИБДД, с начала 2004 года только в столице с участием маршрутных такси «Газель» произошло уже более 40 ДТП. Официальная позиция ОАО «ГАЗ» на этот счет заключается в том, что модель 322132 (13-местная «Газель»), эксплуатируемая как маршрутное такси, имеет сертификат, разрешающий использовать ее для перевозки пассажиров. Аварии же, в которые попадают микроавтобусы, по мнению производителя, случаются, прежде всего, по вине самих водителей. А в том, что в таких авариях часто страдают пассажиры, виноваты компании-перевозчики, которые не придают должного значения техническому обслуживанию «Газелей». Перевозчики же об авариях с участием маршрутных «Газелей» говорят не очень охотно. В компании «Автолайн» (лидер московского рынка коммерческих автоперевозок с долей в 45%), неоднократно заявлявшей о реализации собственной программы, направленной на снижение аварийности, сообщили, что маршрутка, попавшая в аварию в пятницу, к «Автолайну» отношения не имеет. Между тем инициативы, направленные против использования «Газелей» в качестве «маршруток», уже имели место. Например, в апреле этого года замминистра транспорта правительства Московской области Людмила Зенкова заявила о том, что к середине 2006 г. пассажирские «Газели» в Подмосковье будут заменены более комфортабельными автобусами большей вместимости. При этом не было сказано прямо, что пассажирский микроавтобус марки «Газель» стоимостью всего порядка 8 тыс. долл. – это опасное транспортное средство, которое в силу своих конструкционных особенностей не может должным образом защитить пассажиров при аварии. «Я не согласен с тезисом, что маршрутные «Газели» не слишком пригодны для перевозки пассажиров. Все-таки они изначально являются средством для таксомоторных перевозок и имеют соответствующее разрешение. Кроме того, в случае теоретического отказа от «Газелей» возникает вопрос: а что придет им на замену? В нынешних экономических условиях – только списанные автобусы-иномарки. Для меня показателен пример Перми, где в качестве маршрутных такси закупались не «Газели», а 10-15-летние Mercedes и MAN, но в статистике аварийности и пострадавших разницы не наблюдалось», – сказал Алексей Родионов, руководитель проекта «Направления городского хозяйства» фонда «Институт экономики города». Поэтому решить проблему аварийности сможет надлежащий контроль за деятельностью перевозчиков. «Законодательно вопрос обеспечения безопасности маршрутных такси прописан очень хорошо – как на уровне России, так и на уровне Москвы. И все, что требуется, – это неукоснительно соблюдать нормы федерального законодательства. В частности, контроль за соблюдением пассажирскими перевозчиками требований федерального законодательства входит в ведение Российской транспортной инспекции (РТИ). То есть сотрудники РТИ следят за тем, чтобы в салоне маршрутных такси пассажиры не ехали стоя, чтобы водители соблюдали установленное расписание движения, чтобы машины, выходящие в рейс, соответствовали требованиям безопасности, в том числе и по срокам эксплуатации (понятно, что маршрутка «Газель» «живет» не более 3,5 лет) и т. д., – отмечает Алексей Родионов. – Другое дело, что у сотрудников РТИ нет реальных возможностей контролировать работу всех пассажирских перевозчиков, а у города нет полномочий влиять на качество работы сотрудников РТИ. Как только московское правительство найдет общий язык с РТИ, ситуация с аварийностью маршрутных «Газелей» (а аварии – это всегда следствие несоблюдения водителем какого-либо требования законодательства по вопросам перевозок) улучшится, что, естественно, приведет к снижению числа пострадавших в результате таких аварий». |