06.08.2004  “ВымпелКом” взял курс на Запад

   Чтобы превратиться из “компании для инженеров” в компанию для обычных людей, второй по величине сотовый оператор России “ВымпелКом” радикально обновляет команду. Ветеранов российских телекоммуникаций вытесняют менеджеры западной школы с опытом работы на потребительском рынке.
   Многие сотрудники “ВымпелКома” ищут новую работу. “Чистят” всех подряд, — жалуется один из сотрудников оператора, попросивший не называть его имени. — На место людей без опыта работы в западных компаниях берут выходцев из компаний вроде Mars, Nestle или Philip Morris“.
   Компания взяла курс на обновление штата сразу после того, как осенью прошлого года гендиректором компании стал Александр Изосимов — в прошлом региональный президент корпорации Mars. Изосимов не скрывал, что одна из его главных задач — превратить “ВымпелКом” из “технологической” компании в компанию, ориентированную на маркетинг. “Мне кажется, что телекоммуникационная индустрия делается для инженеров, — говорил он. — Я недавно смотрел предложение одной зарубежной компании — пакет, предназначенный для женщин. Почти полная страница очень мелкого технического текста с описанием, сколько мегабайт GPRS входит в этот тариф… И при этом пытались привлечь женщин!”
   Радикальному обновлению подвергся маркетинговый блок компании. Директор “ВымпелКома” по работе с персоналом Марина Новикова рассказывает, что в этом подразделении многие работали практически со дня создания компании. “Они хорошие люди, но нам нужны сотрудники с другим опытом, — объясняет она. — А выходцы из корпораций, работающих на потребительском рынке, лучше знают, как продавать продукт домохозяйкам”.
   “Я раньше вела брэнд Marlboro”, — рассказывает новый директор по маркетингу “ВымпелКома” в московском регионе Оксана Беляева, которая пришла в компанию на этой неделе из Philip Morris. Переходить с маркетинга сигарет, например, на жевательную резинку ей было бы не интересно. “А сотовая связь — динамично развивающийся рынок, который переориентируется с технологий на потребителя”, — поясняет она.
   Переход управленцев из западных компаний, продающих товары массового спроса (FMCG), в сотовую связь в России закономерен, считает партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен. “Именно в российский FMCG 10 лет назад пришли мировые игроки, они взяли лучших выпускников университетов и вырастили лучших менеджеров”, — говорит она. Западные компании инвестировали в обучение отечественных маркетологов куда больше, чем российские, соглашается с ней директор “ВымпелКома” по маркетингу Ольга Турищева.
   “Другие российские компании тоже двигаются в направлении FMCG, но "ВымпелКом" делает это более оперативно”, — констатирует партнер хедхантинговой компании “Росэксперт” Анна Кофф.
   Конкуренты “ВымпелКома” считают, что специалисты по сотовой связи сами являются обладателями уникального опыта. “В отличие от FMCG в момент продажи контракта взаимоотношения с абонентом не заканчиваются, а только начинаются, — передала пресс-служба "МегаФона" слова гендиректора компании Сергея Солдатенкова. — Поэтому у сотовых компаний большой опыт выстраивания долгосрочных отношений с абонентами, уникальный для российского рынка”. А директор по работе с персоналом корпоративного центра МТС Галина Вайсбанд говорит, что при найме на работу компания обращает внимание на профессиональные качества, а не на опыт работы в западных компаниях.