05.08.2004  Таможня установила пост в интернете

   Таможенники затеяли эксперимент: экспортеры нефти, нефтепродуктов и газа будут подавать декларации не в письменном виде, а в электронном.
    Обязанность отслеживать ход эксперимента возложена на Центральную энергетическую таможню (ЦЭТ), на базе которой и будет внедряться новаторство. Помогать в вопросах таможенного контроля и таможенного оформления нефтепродуктов и природного газа, экспортируемого за рубеж, ей будут Главное управление таможенного контроля, Главное управление федеральных таможенных доходов, а также Главное управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий. Все эти органы должны отобрать «подопытных», на которых будут апробироваться нововведения.
   Как откровенно заявили в отделе организации таможенного контроля ЦЭТ, «как это будет выглядеть на практике – трудно сказать».
   Ситуацию немного прояснил начальник оформительского отдела ЦЭТ, который, хотя и не слышал о возложенной на его ведомство миссии, однако припомнил, что разговоры об этом эксперименте велись еще в начале года. «В любом случае вопрос будет решаться не один месяц, – сообщил он. – Скорее всего, это займет месяца два-три, не меньше».
   Согласно новым правилам, о которых, как выяснилось, никто в ЦЭТ еще и не слышал, временная грузовая таможенная декларация в электронной форме (ЭВГТД) будет заверяться электронной подписью, с которой в России тоже не все слава богу.
   Заверить документ должен либо декларант, либо таможенный брокер, которые пока что тоже находятся в некоторой растерянности насчет новых норм декларирования.
   В той или иной степени Россия уже познала особенности электронной таможни. Похожий механизм используется в системе грузового транзита через Калининградскую область. Систему «Калининградский транзит» ругают все кому не лень. По словам первого заместителя начальника Северо-Западного таможенного управления генерал-майора таможенной службы Ромаса Янкаускаса, она вызывает «много недоверия» у участников внешнеэкономической деятельности. «В основном это касается оформления грузовой таможенной декларации, когда литовцы цепляются к описанию товаров», – пояснил он.
   От экспортеров требуются документы, которые подтверждают гарантии перед литовскими таможенными органами. Это привело к тому, что сначала грузоперевозчики должны доставить груз на границу, чтобы заручиться гарантией кого-либо из литовских брокеров, а потом вернуться в Калининград, чтобы подключиться к автоматизированной системе оформления таможенных документов.
    В отношении нового эксперимента таможенников специалист разделяет сомнения самих организаторов: «Планы, конечно, грандиозные, но не думаю, что они осуществимы с ходу, завтра». По его словам, «на это потребуется какое-то количество времени».
   Предприниматель, который в течение двенадцати лет работает с российской таможней, в разговоре с предположил, что главное, из-за чего может тормозиться реформа таможенного оформления, – финансовые вопросы. «Сейчас уже отлажено, кто, сколько и на этапе какой бумажки берет с растаможивающего денег, – считает он. – А электронная система выглядит слишком прозрачной. Пока страшновато».
   Другие эксперты соглашаются с ним и говорят, что технических проблем разработка специального программного обеспечения с соответствующей степенью защиты не вызовет. Сомнения возникают относительно готовности таможенной системы к этим новшествам.
   По мнению специалиста из компании «Сигма-Софт», которая занимается разработкой программного обеспечения для таможни, наши таможенные органы еще долго будут идти к осознанию этих истин.