05.08.2004 Минэкономразвития собирается лишить таможенников права разрабатывать и издавать нормативные акты Федеральная таможенная служба может лишиться одной из главных функций своего предшественника — Государственного таможенного комитета — права разрабатывать нормативные акты. Такой проект положения подготовило для подведомственного органа Минэкономразвития. Сами таможенники и эксперты полагают, что таможенный регулятор по-прежнему будет готовить указы и инструкции для своих подопечных, только проводить их придется через министерство. По словам бывшего председателя ГТК, депутата Госдумы Валерия Драганова, за время существования комитет выпустил около 6000 нормативных актов, которые “создавали непреодолимые правовые барьеры и нарушали конкуренцию”. Драганов признает, что зачастую толкование этих норм оставалось на усмотрение чиновников и это создавало основу для коррупции. Немало головной боли активное нормотворчество таможенников приносило и бизнесменам. “Мы зачастую испытывали временные трудности, попадая под драконовские инициативы [приказов и инструкций] ГТК, например, об ограничении мест доставки товаров”, — признается директор по логистике российского отделения Mars Светлана Карпова. Федеральная таможенная служба таких привилегий лишена. Вместо нее издавать нормативно-правовые акты будут Минэкономразвития и Минфин, а самой службе останутся лишь контроль и надзор в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, а также “специальные функции по борьбе с контрабандой”. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты останутся в ведении ФТС. Служба будет взимать таможенные платежи, сборы и налоги, контролировать правильность их исчисления и своевременность уплаты, а также осуществлять таможенное оформление, выдавать лицензии на учреждение таможенного склада, рассматривать жалобы на решения таможенных органов и т. д. “У новой службы нормотворческих функций [согласно указу президента] быть и не должно”, — говорит зампред ГТК Юрий Азаров. Впрочем, он надеется, что ФТС по-прежнему будет принимать участие в разработке документов, хотя окончательное решение и останется за министерством. “У нас сосредоточены главные специалисты, мы постоянно отслеживаем ситуацию [в таможенной сфере] на практике, поэтому вряд ли новая служба будет полностью отстранена от подготовки нормативных актов”, — поясняет чиновник. Он не смог сказать, какова будет судьба уже принятых ГТК инструкций и приказов ГТК. “Я надеюсь, что они не будут отменены, так как являются легитимными”, — говорит Азаров. Предприниматели и эксперты считают, что, если бывшие сотрудники ГТК не будут отстранены от разработки документов, улучшения в регулировании сферы не произойдет. “Какая разница, кто будет подписывать инструкции и приказы, если все равно готовить их будет служба? — недоумевает представитель одной из консалтинговых фирм, оказывающей услуги российским и иностранным экспортерам и импортерам. — Нормативных актов в таможенной сфере вообще не должно быть, как, например в Евросоюзе, где действует только Таможенный кодекс”. “От перемены мест [издания нормативных актов] мало что изменится, — соглашается начальник юридического отдела компании "Белмортранс" Михаил Сисин. — Большинство наших проблем связано с самими таможенниками, которые не успевали следить за изменениями [в собственном законодательстве]”. |