04.08.2004  “Росптицесоюз” предлагает регулировать цены на яйца

   Российские птицеводы решили заключить картельное соглашение по объемам производства и ценам на куриные яйца. Соответствующее решение принял совет директоров “Росптицесоюза”, объединяющего треть российских птицефабрик. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) действия птицеводов считают незаконными.
   Некоммерческая организация Российский птицеводческий союз (“Росптицесоюз”) создана при поддержке Минсельхоза в мае 2001 г. В нее входят 219 участников, из них 186 – птицеводческие хозяйства. По данным ассоциации, в России насчитывается 166 бройлерных фабрик и 450 фабрик по производству яиц. В 2003 г. было произведено 36,4 млрд яиц на сумму в $1,2 млрд в оптовых ценах.
   В июле совет директоров “Росптицесоюза” решил “обеспечить выработку единой, обязательной для всех членов "Росптицесоюза" политики по вопросу ценообразования, включая введение в реальную практику проведения политики картельного соглашения”. Все рекомендации по ценам, а также по региональному квотированию производства члены “Росптицесоюза” должны представить на утверждение совету директоров к 10 сентября.
   Как пояснила главный эксперт по экономическому прогнозированию “Росптицесоюза” Зоя Земляная, речь в документе идет только о яйцах. По ее словам, причиной для возможного введения квотирования и системы единого ценообразования стала проблема перепроизводства в некоторых регионах. Из-за этого производители из Тамбова, Курска, Воронежа, Вологды и Нижнего Новгорода демпингуют со своей продукцией в других областях. Оптовые цены на яйца в разных регионах колеблются от 10 до 15 руб. за десяток.
   Начальник управления ФАС Теймураз Харитонашвили назвал решение совета директоров “Росптицесоюза” “грубым нарушением антимонопольного законодательства”. По его словам, если картельное соглашение будет действительно заключено, то птицеводы нарушат статью 6 закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, запрещающую ценовые сговоры. “Если ФАС удастся доказать факт подобного сговора, то по закону это может стать основанием даже для ликвидации "Росптицесоюза" как координатора предпринимательской деятельности коммерческих организаций”, — предупреждает чиновник.
   Участники рынка признают юридическую уязвимость решения “Росптицесоюза”. “Мы должны действовать в рамках правового поля”, — считает коммерческий директор “Ставропольского бройлера” Григорий Соснин.
   Руководитель одной из компаний — экспортеров мяса птицы уточняет, что негласные картельные соглашения на их рынке уже были, но публично никто об этом не объявлял. А Антон Суриков, исполнительный директор Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы, считает, что если картельное соглашение все-таки заключат, то “все будет сделано юридически грамотно”. “Например, производители объявят о своих персональных планах производства и ценах, которые случайно совпадут”, — считает Суриков.
   Гендиректор компании “Центрптицепром” Николай Хаустов говорит, что производители яиц и раньше пытались договориться, но неудачно — кто-то обязательно начинал демпинговать. Теоретически “Росптицесоюз” мог бы предложить картельное соглашение и производителям мяса птицы, а не только яиц. Однако оно заранее обречено на неудачу, потому что в ассоциацию входят не все крупные производители мяса птицы и там нет ни одного экспортера“, — считает Хаустов.
   “Несмотря на то что в открытом виде картельное соглашение противоречит российскому законодательству, неформально это достаточно распространенное явление, особенно в сегментах рынка с небольшим количеством игроков”, — говорит старший консультант консалтинговой компании BKG Александр Кузьмичев. Перспективы картеля птицеводов Кузьмичев оценивает как невысокие. “Из мировой практики известно, что наиболее эффективными являются картели с небольшим количеством участников [в "Росптицесоюзе" их более 200], — говорит Кузьмичев. — А опыт самого известного мирового картеля — ОПЕК показывает, что даже его участники не всегда соблюдают договоренности”.