03.08.2004 Ю.Барзыкин: туризму не обойтись без господдержки В конце июля в Геленджике под председательством президента Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета, на котором обсуждались вопросы развития курортно-рекреационного комплекса России. Впервые за много лет проблемы туристической отрасли рассматривались на таком уровне. Теперь главное, чтобы принятые на Госсовете решения были реализованы. О том, как именно будут поднимать российский туризм и что для этого сделают российские власти, рассказал заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, член рабочей группы по подготовке президиума Госсовета Юрий Барзыкин. По его словам, развитие курортной отрасли и туризма в целом во многом зависит от государственной политики в этой сфере. Внимание президента привлечет к вопросу развития отечественного туризма и курортов внимание правительства, региональных администраций. Результаты заседания будут мощным стимулом для развития отрасли. Что касается государственной политики, то по законодательству правительство должно заниматься развитием туризма и санаторно-курортной сферы, а также определять основные направления государственной политики в этой сфере, отметил Ю.Барзыкин. Но пока оно не выполняет эти задачи в полной мере. Для создания современного конкурентоспособного курортно-туристского комплекса, способного удовлетворять потребности российских и зарубежных граждан и в то же время вносить значительный вклад в экономическое развитие регионов и страны за счет налоговых поступлений, притока инвестиций, увеличения количества рабочих мест, должна быть четкая, систематизированная, целенаправленная государственная политика, считает депутат. Поэтому в условиях реформирования российской экономики и на фоне жесткой конкуренции с мировыми туристскими центрами господдержка отечественного курортно-туристского комплекса крайне необходима. Она должна заключаться в проведении комплекса мер организационного, правового, экономического, социального характера для создания условий оптимальной реализации рыночных механизмов и в то же время осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам. Среди тем, которые обсуждались на Госсовете, был ряд вопросов, связанных с развитием приоритетных санаторно-курортных зон. Одно из предложений Комитета, сказал Ю.Барзыкин, предполагало разработку механизмов особого экономического регулирования для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций с целью развития инфраструктуры курортов. «Имеется в виду не столько создание безналоговых зон, а ряд комплексных мер, направленных на стимулирование развития туризма в регионах, и которые по поручению президента еще предстоит разработать правительству. Это могут быть не только налоговые и таможенные льготы, но и упрощение визовых формальностей, предоставление доступных кредитов и другие меры правового и экономического характера», - пояснил он. На заседании президиума Госсовета предложено создать такие зоны в Краснодарском крае, рассматривается проект федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области». При этом, отметил Ю.Барзыкин, механизм особого экономического регулирования, отработанный на одном или нескольких регионах, впоследствии можно будет использовать и для других, учитывая региональные особенности. Для того чтобы российские курорты достигли международного уровня, необходимо привлечение отечественных и зарубежных инвестиций. Сейчас в России значительная их часть направляется в топливно-энергетический комплекс, транспорт, промышленность и лишь незначительная часть – в курортно-туристский комплекс, отметил депутат. Российским и зарубежным инвесторам должно быть выгодно вкладывать средства в этот вид бизнеса. Поэтому необходимо на федеральном и региональном уровнях создать все необходимые условия для формирования более благоприятного инвестиционного климата в рекреационных регионах. Формирование благоприятного инвестиционного климата представляет собой комплекс правовых и экономических мер – не только налоговые и таможенные льготы, но и конкретный механизм государственных гарантий под инвестиции, которые обеспечивали бы как российским, так и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности, а также страхование инвестиционных рисков. В инвестиционную привлекательность входит и обслуживание инвестора по принципу «единого окна», так как степень административно-бюрократической нагрузки на инвестора в российских условиях очень высока, отметил Ю.Барзыкин. Основными и самыми значимыми формами взаимодействия с потенциальными инвесторами являются инвестиционные выставки, симпозиумы, экономические форумы в России и за рубежом. В Краснодарском крае в сентябре пройдут ежегодный международный экономический форум «Кубань – 2004» и одновременно – выставка и конкурс инвестиционных проектов. На такие мероприятия приезжают не только со всей России, но из-за рубежа, в том числе и потенциальные инвесторы, сказал Ю.Барзыкин. Государственная поддержка необходима и для сохранения и развития лечебно-санаторного отдыха на российских курортах. В рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета обсуждалось одно из предложений администрации Кавказских Минеральных вод составить государственный реестр курортного фонда России. Отсутствие такого официального правового акта даже в отношении курортов федерального значения сдерживает их развитие. Администрация этого региона также предлагала провести полную инвентаризацию месторождений минеральных вод, лечебной грязи и других природных лечебных ресурсов – основ экономического развития бальнеологических курортов. «Думаю, одна из важнейших составляющих развития этой сферы – создание в России благоприятного информационного фона о возможностях курортно-рекреационного комплекса, рекламы отечественных курортов», - подчеркнул Ю.Барзыкин. По его словам, одно из предложений Комитета, обсуждавшееся на Госсовете, было как раз о создании единой системы информационного обеспечения и проведения рекламной деятельности для продвижения национальной марки курортов России на внутреннем и международном уровнях. Депутат также высказался за возобновление финансирования федеральной программы по развитию туризма. По его словам, преимущество подобных программ - в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимися в механизм рыночной экономики. В заключение Ю.Барзыкин отметил, что Россия обладает огромным и уникальным потенциалом для развития туризма, в том числе и лечебно-оздоровительного. В Карелии проведено исследование, согласно которому эта отрасль по вкладу в бюджет с учетом мультипликативного эффекта может превосходить лесодобывающую и обрабатывающую. В Калининградской области курортно-туристская сфера уже перешла из расходной части в доходную, причем бюджетообразующую отрасль этого региона. В Краснодарском крае она – один из важнейших источников доходов наряду с сельским хозяйством и промышленностью. А объем услуг курортно-туристского комплекса составляет третью часть от общего объема платных услуг населению края. Ежегодно увеличиваются налоговые платежи: в 2003 г. они составили более 1,5 млрд рублей, это на 32,6% больше, чем в 2002 г. На заседании Госсовета было сказано, что Россия использует свой туристский потенциал всего на 20%, и нужно отметить, что практически в каждом регионе имеются курорты федерального, регионального или местного значения, туристские центры. Прямо или косвенно эта сфера связана с более чем 30 отраслями экономики. Очевидно, что помимо оздоровления россиян туризм может вносить значительный вклад в развитие и регионов, и страны в целом. |