03.08.2004  Москва: закон «О такси» может быть принят уже в этом году

   В конце прошлой недели Юрий Лужков высказался за развитие цивилизованной службы столичного такси и против теневых частных извозчиков. Это заявление стало реакцией на участившиеся конфликты, происходящие между таксистами и частниками-нелегалами. В борьбе за клиентов частные извозчики, не имеющие лицензии и не платящие налоги, объединяются и вытесняют таксистов c вокзалов, аэропортов и др. выгодных объектов. Только этим летом было зафиксировано несколько случаев рукоприкладства с пострадавшими со стороны легальных таксистов. Последствия самой крупной за последнее время драки, произошедшей в пятницу у Курского вокзала, – 12 пострадавших таксистов и 4 поврежденные машины, при этом ни одного нелегала, участвовавшего в драке, милиция так и не задержала. Чтобы защитить таксистов от частников-нелегалов, мэрия собирается активно работать с ГУВД и, главное, разработать столичный закон «О такси», который может быть принят уже в 2004 г. или в начале 2005 г. Правда, по словам экспертов, даже самый прогрессивный столичный закон не будет работать без принятия Федерального закона «О такси».
   На сегодня в Москве работают 4 тыс. таксистов и порядка 40 тыс. частных извозчиков. При этом, по мнению Юрия Лужкова, теневым частным извозчикам зачастую оказывают поддержку сотрудники правоохранительных органов. В этой связи мэр заявил, что «правительство Москвы совместно с Управлением службы собственной безопасности ГУВД Москвы будет разбираться с такими сотрудниками и изгонять их из рядов милиции». А глобальная цель мэрии – кардинальным образом изменить ситуацию на рынке. «Победа в Москве будет за организованными таксистами», – подчеркнул мэр Москвы, добавив, что «частный извоз в городе будет также приобретать законные формы». Дело в том, что в отличие от рынка маршруток, отношения на котором хотя бы как-то прописаны в нормативных актах, все, что касается регулирования рынка «обычных» такси, – это, по словам экспертов, «одна большая законодательная дыра».
   Поэтому навести порядок на рынке мэрия планирует с помощью столичного закона «О такси», который разрабатывается в данный момент, а в октябре этого года соответствующий законопроект будет вынесен на обсуждение в Мосгордуму. По словам разработчиков документа, в московском законопроекте будет учитываться успешный опыт развитых стран. «Идеальный рынок перевозок – парижский. Там существуют четко прописанные требования по доступу к профессии, что создает определенный стандарт качества услуг, предоставляемых такси», – сказал Александр Воробьев, заместитель руководителя Департамента транспорта и связи г. Москвы. А по мнению Алексея Родионова, руководителя проекта «Направления городского хозяйства» фонда «Институт экономики города», бывшего члена рабочей группы по разработке столичного законодательства о такси, для Москвы идеальным стал бы вариант Нью-Йорка, где количество таксистов строго ограничено мэрией. «В этом городе жестко определено количество такси, которые имеют соответствующую лицензию, условно говоря, 1000 штук. Если кто-то захочет стать на этом рынке 1001-м, это будет вне закона. Способ стать участником рынка только один – выкупить жетон-лицензию у кого-то из этой тысячи человек. В результате сам город успешно регулирует рынок таксоперевозок», – сообщил он.
   Правда, для того чтобы московский рынок такси стал походить на такие «продвинутые» рынки, только появления столичного закона о такси будет недостаточно. «Нужно понимать, что сегодня может сделать Мосгордума в соответствии с федеральным законодательством. Примерно год назад в Москве уже была попытка создать нормативный документ, который бы регулировал деятельность московских таксистов. Например, предлагалось выдавать сертификаты «добросовестным» частникам. Такие сертифицированные извозчики, в отличие от не получивших сертификат коллег, автоматически получали право работать в самых хороших местах – у вокзалов, аэропортов, гостиниц и т.д. Но на практике мы столкнулись с тем, что у города просто нет таких прав – стимулировать деятельность одних частных перевозчиков и ограничивать деятельность других», – отмечает Алексей Родионов. По этой причине сегодня, когда права и обязанности владельцев легковых таксомоторов не прописаны в федеральном законодательстве, сам город не в состоянии навести порядок на рынке, потому что, являясь субъектом Федерации, не имеет права вводить собственные ограничения. В результате у частных перевозчиков, с точки зрения Алексея Родионова, все равно будет возможность оспорить московский закон.
   В московском правительстве говорят, что отсутствие федерального закона о такси им действительно пришлось учитывать. «Московский закон о такси не будет подкреплен федеральным законодательством, и это, естественно, повлияло на то, что разрабатывать жесткие меры к нарушителям городского закона мы изначально не предполагали. Зато этим законом мы хотим развивать саморегулирование, усилив влияние общественных организаций – Гильдии добросовестных перевозчиков и др., в которые будут вступать частники», – говорит Александр Воробьев. По его словам, в этом нет ничего страшного, ведь меры воздействия на предпринимателей, работающих без лицензии, и так уже прописаны в Кодексе об административных нарушениях, а, например, все, что касается столкновений частных извозчиков с легальными таксистами, регулирует Уголовный кодекс.
   Тем не менее какие-то вещи обязательно должна регулировать Москва как объект Федерации. «В Москве может действовать схема Нью-Йорка, но только при том условии, что город получит реальные рычаги по регулированию рынка. Скажем, это касается мер воздействия на нелегалов. Понятно, что отследить автолюбителей, которые по дороге на работу берут попутчиков, действительно невозможно, и с фактом существования таких частников-нелегалов придется смириться. Другая категория – нелицензированные частники, работающие на постоянных точках, для которых извоз – это бизнес. Отследить их не составляет проблемы, но вот что с ними делать дальше – непонятно», – отмечает Алексей Родионов. Поэтому от принятия федерального закона все равно никуда не уйти. «Чтобы московский закон о такси по-настоящему работал, уже этой осенью мы обратимся в Госдуму с инициативой о создании федерального закона о такси», – признается Александр Воробьев из Департамента транспорта и связи г. Москвы.