30.07.2004  Малый бизнес сможет эффективно работать в инфраструктуре железнодорожного транспорта

   Из-за отсутствия мобильности бизнеса недостаточно развивается конкуренция на рынке. Такое мнение высказал член Исполкома Евроазиатского транспортного союза, доктор экономических наук Олег Дунаев, выступая на заседании круглого стола, посвященного роли предпринимательства в развитии инфраструктуры российских железных дорог.
   По его словам, одной из характерных тенденций развития современной транспортной системы России является уменьшение доли добавленной стоимости транспорта в ВВП (с 9,8 % в 1998 году до 7,3% 2003 году) при постоянном росте в ВВП доли сферы транспортных услуг. Он также заметил, что в странах-партнерах по развитию Евроазиатского транспортного коридора доля транспортной отрасли в ВВП растет, а в РФ падает. По словам О.Дунаева, соотношение пассажирских тарифов с индексом потребительских цен (показатель доступности транспорта) в Чехии составляет 0,96%, Франции и Китае - 0,95%, а в России - 1,1%. Тарифы в РФ растут выше, чем непосредственно потребительские цены, после 2000 года тарифы стали обгонять рост потребительских цен. По мнению О.Дунаева, это не очень хорошая тенденция, и несмотря на положительные тенденции в реформировании железнодорожного транспорта, рынок реагирует совершенно по-другому.
   Он также заметил, что доля расходов на транспорт в бюджете домашних хозяйств в России составляет 4,1%, что значительно ниже, чем в Чехии (7,6%) и в Германии (12%). Например, в Чехии, сказал он, спрос на услуги транспорта составляет 1278 поездок на одного человека в год, в Германии 676 поездок, а в России 278 поездок на одного человека в год (из них 267 поездок приходится на общественный общегородской транспорт). О.Дунаев сделал вывод, что из-за отсутствия мобильности населения и бизнеса в стране недостаточно развивается предпринимательство.
   В интервью ИА «Альянс Медиа» директор Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Кирилл Андросов так прокомментировал выступление представителя Исполкома Евроазиатского транспортного союза.
   «В его докладе было много правильных и хороших цифр, но, на мой взгляд, содержалось некоторое внутреннее противоречие, - сказал он. – Если говорить о том, что в РФ тарифы на международные перевозки растут выше индекса потребительских цен, и в тоже время, что доля в бюджете семьи расходов на перевозку ниже, чем в европейских странах - это взаимосвязанные вещи». Эта доля, действительно, низка и так или иначе она "будет двигаться вверх до обоснованного тарифа, но нужно размышлять над тем, что должно попадать в тариф». Сегодня в тариф попадает все, что подразумевается для содержания инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги», заметил К.Андросов, - это заводы, предприятия, ремонтная база и др. Поэтому нужно выделить из РЖД дочерние предприятия, а в исчислении тарифов учитывать только расходы на содержание железнодорожного полотна, путей сообщения, диспетчерскую систему. «Чем быстрее это сделать, тем чище будет экономика, - заметил он. - Через пять лет мы будем иметь ОАО «РЖД», которое будет строить новые пути, эксплуатировать железную дорогу с учетом геополитических и макроэкономических задач и объективных затрат на ее содержание».
   Задачу предпринимательства в развитии инфраструктуры железных дорог, К.Андросов видит в снижении монополизма в сервисных отраслях: ремонте, поставке, материально-техническом снабжении. "Частным собственникам надо самим строить инфраструктуру, так как ремонт требует наличия депо и профессиональных рабочих, - отметил К.Андросова. - Они должны создавать инфраструктуру заново, потому что она есть у РЖД и больше ни у кого". Сегодня много примеров, когда строятся депо частных перевозчиков, а бывшие промышленные машиностроительные предприятия переориентируются на сервис железнодорожного транспорта, сказал директор Департамента МЭРТ.
   На вопрос о месте малого бизнеса в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, он ответил, что "этот бизнес в подрядных работах, при строительстве на железной дороге точно будет эффективным". «Малый бизнес наиболее мобильный и будет более эффективен, чем масштабные сервисные предприятия, - сказал К.Андросов. - Элементарное оборудование вагонов, повышение их комфортности, - все эти полочки, креслица, продукты питания, - малый бизнес может прекрасно поставлять для железной дороги». По мнению Директора Департамента МЭРТ, предприниматели малого бизнеса могут найти свое место в сфере железнодорожного туризма, который имеет огромные перспективы. «Я уверен, что в России колоссальный потенциал пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования. Есть много примеров, когда в дорогих электричках повышенной комфортности зачастую не купить мест. У предпринимателей большие перспективы для развития своего бизнеса», - сказал в заключение К.Андросов.