30.07.2004 На туристический рынок вернулись аферисты На этой неделе стало известно о том, что операторская компания «Стэлла Полярис» прекращает свою работу на туристическом рынке. По данным Российского Союза туриндустрии, руководство фирмы, проработавшей 11 лет, не собирается продолжать работать в этом бизнесе из-за слишком высоких рисков. Такова, во всяком случае, была официальная формулировка. Впрочем, она соответствует действительности: риски на самом деле высоки, особенно для туроператоров. Однако, как считают участники рынка, идущая на нем структуризация так или иначе приведет к тому, что крупные, более агрессивные компании «подомнут» под себя своих мелких конкурентов. Результатом этого процесса могут стать явное насыщение рынка и стабилизация его работы. Действительно, туристическому рынку необходима стабильность, тем более что по–прежнему часты случаи мошенничества в этой отрасли. За последнее время появилась информация сразу о двух крупных аферах. Так, по сообщению РСТ, 24 июля стало известно, что исчезла фирма «Радуга тур. Активный отдых». Она не оплатила чартерный рейс на Римини, а также проживание в местных отелях, в результате чего расходы по перевозке пришлось брать на себя партнерам пропавшей компании – фирме «Спасские ворота тур» и авиакомпании «Вим Авиа». А вот туристам не повезло больше: многие были вынуждены оплачивать свое проживание заново. Еще одна подобная ситуация получила развитие буквально на днях. На прошлой неделе по центральным телеканалам были показаны сюжеты о том, как остались ни с чем детские коллективы из российских городов. Компания «Алес Гут» сделала им предложение, от которого они не смогли отказаться, а именно: съездить на Кипр и выступить на фестивале русской музыки. От них всего-то и требовалось – заплатить по 54 евро с человека. Впрочем, гастроли не состоялись: сначала перенесли вылет, а затем был опечатан офис фирмы. И вот вчера исполнительный директор «Алес Гут» Дмитрий Семенов сам пришел в милицию, утверждая, что он лишь наемный сотрудник. Ущерб от незадавшихся гастролей оценивается в сумму порядка 50 тысяч евро. Участники рынка считают, что подобные случаи – явление сезонное (как правило, мошеннические фирмы появляются в пик летнего сезона и накануне Нового года, когда многие ищут выгодные по цене предложения). «"Высокий сезон" летом – самое время для афер, – сказал y директор по туризму компании «Туртранс Вояж» роман Руденко. – Некоторые фирмы работают по принципу «пирамид»: набирают клиентов, периодически проводят оплаты для партнеров, но все же сворачиваются. И как полностью застраховаться от них, пока неизвестно». На взгляд другого собеседника, в таких случаях возможно и неумышленное мошенничество, когда компания попросту теряет управление. Однако это связано уже с темпами развития самого рынка. По мнению специалистов, тенденция к его укрупнению все более очевидна. «Нельзя сказать, что рынок меняется кардинально, – прокомментировал г-н Руденко. – Скорее кристаллизуются фирмы, которые «подминают «под себя своих менее крупных конкурентов. Дело в том, что туристический рынок довольно нестабильный, и в результате идущих сейчас процессов может стать более организованным». Но многое, по мнению Романа Руденко, зависит от выхода на рынок сторонних игроков, в частности финансовых структур, которые все чаще проявляют к нему интерес. Тем не менее сегодняшнюю ситуацию эксперты оценивают как довольно нестабильную. «Вероятность ошибок в туризме выше, чем в банковском секторе, – сказал гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Ситуация может складываться взрывоопасная, например, сезонные колебания по оборотам могут составлять 50 раз. А такое лавинообразное нарастание приводит к потере управления. Кроме того, туроператоры каждый год анонсируют свои намерения увеличить свою долю на рынке. Если этого не происходит, значит, они несут убытки». Подобная ситуация связана с тем, что до недавнего времени рынок развивался экстенсивно. «Было нормальным, если годовой рост рынка составлял 20%, – рассказывает он. – Но теперь ситуация иная: растущие компании сталкиваются с тем, что исчерпали потенциал экстенсивного роста». По мнению г-на Ромашкина, главная проблема рынка заключается в том, что нет его адекватных исследований. «Неизвестно, сколько, куда ездит людей, – рассказывает он. – Разброс предпочтений по Москве и регионам огромен. Но при этом непонятно, куда развиваться, тем более что нет инструментов агрессивного бизнеса». В условиях, когда есть ощущение того, что рынок постепенно подходит к насыщению, продвижение туристического продукта выходит на первый план. «Если бы все согласились, что рынок структурируется, риски бы снизились, – считает Сергей Ромашкин. – Но амбиции компаний не позволяют этого сделать, и всякое последующее движение приводит только к их росту. Впрочем, рост реальных доходов россиян позволяет думать, что они будут тратить деньги и на отдых. Просто пока нет единого взгляда на складывающуюся ситуацию». |