30.07.2004  Москва: "Прощай молодость" made in Italy

   Любопытную трансформацию переживает в последнее время столичный рынок обуви. По оценкам Мосгорторгинспекции, более 40% продающейся в Москве обуви - отечественного производства, хотя в общероссийском обувном товарообороте на долю наших производителей приходится менее 10% рынка. Однако в магазинах российские туфли и босоножки распознать трудно – они, как правило, прячутся за импортные товарные знаки, и узнать истинного производителя покупатель может только, если потребует сертификат. Но вот качество говорит само за себя.
   Несмотря на кажущееся обувное изобилие, покупателям в большинстве случаев предлагается некачественный товар, непонятного происхождения и по явно неадекватным ценам. К такому выводу можно прийти, просмотрев отчеты о рейдах сотрудников Управления Мосгорторгинспекции по столичным обувным магазинам. Так, в ходе одного из последних рейдов было проверено около 9 тысяч пар обуви, из которых снятым с продажи браком оказалось почти 4 тысячи пар разномастных сапог, туфель и босоножек. При этом из общего объема брака импорт составил 47%, на наших производителей пришлось 38%, а остальное идентифицировать не удалось, поскольку никаких опознавательных документов товар не имел. Причем от того, что ему всучат брак или подделку покупатель не застрахован ни в палатке в подземном переходе, ни в центральных универмагах.
   «Очень много в Москве обуви продается с товарными знаками на английском языке, хотя согласно предлагаемым сертификатам изготовителями являются российские предприятия, - рассказали в Мосгорторгинспекции. – У такой обуви не только неправильная маркировка, но и дефекты производственного характера. Например, мы сняли с продажи женские летние туфли, предлагаемые под торговой маркой «Valle», хотя в сертификате было указано, что их шьют в Питере, и мужские полуботинки «Shkers», изготовленные в Москве.
   А производителя обуви известных итальянских фирм подчас вообще установить не удается. Так, забракованы были женские туфли Fabia неизвестного изготовителя, допустившего загрязнение верха обуви клеем, отклонение заднего шва от оси симметрии, плохое формирование пяточной части… Часто российские производители за иностранным брэндом пытаются спрятать топорный дизайн и оставляющее желать лучшего качество».
   По мнению специалистов, российский обувной рынок прочно застрял на ранней стадии своего развития. Отечественные производители так и не научились разрабатывать собственный дизайн, правильно распределять прибыль и хотя бы частично использовать ее модернизацию производства. А о таких понятиях как маркетинг, брэндинг, продвижение товара наши обувщики, похоже, вообще никогда не задумывались. Даже крупные российские обувщики, не стесняющиеся своей торговой марки, предпочитают реализовывать свою продукцию в нескольких «фирменных магазинах» или наладив взаимный обмен с «фирменными магазинами» других фабрик.
   Свои 10% рынка отечественные производители занимают в сегментах недорогой мужской обуви, а также войлочной, типа «прощай молодость».
   Погоду же на российском обувном рынке делают компании – импортеры, которые попросту закупают у иностранных производителей (в основном из Юго-Восточной Азии и Турции) готовую обувь, и уже по пути в Россию придумывая ей название «коллекций» или вовсе обходясь без оных. Европейская обувь представлена у нас ,главным образом, продукцией из Италии, Германии и Испании.
   Но импортеры занимают сегодня лишь 60% российского обувного рынка. А 25–30% принадлежат так называемым аутсорсинговым российским компаниям, у которых есть собственные дизайнеры, технологи, маркетологи. Эти компании занимают средневысокую ценовую нишу. Их обувь порой не уступает по качеству европейской, а по цене оказывается более доступной, ориентированной на людей, которые не хотят переплачивать за брэнд. Эти компании сами разрабатывают свои обувные коллекции, заказывают их производство, а потом реализуют готовую обувь в российских магазинах, в том числе и в собственных розничных сетях. Но и тут российские обувные фабрики обойдены вниманием –аутсортинговые компании заказы размещают за рубежом, в основном в Китае и Турции.
   Как признался представитель одного из обувных холгингов, «из наших производителей сегодня практически некому доверить заказ, поскольку те немногие, которые худо-бедно имеют свои производственные мощности, в сторонних заказах не заинтересованы, а отдать заказ тем, кто неуверенно себя чувствует на рынке –значит, рисковать нарваться на срывы по срокам и плохое качество. К тому же в России производственные издержки из-за высоких налогов значительно выше, чем в том же Китае. Но если бы российская производственная база была хоть немного сопоставима с китайской или турецкой, то все бы работали в России».
   По словам специалистов из Российского Союза кожевников, чтобы российский обувной рынок оживился и перестал прятаться за иностранные товарные знаки, должны появиться новые отечественные производители. А они не появятся, пока не решится проблема серого импорта. «Сейчас на нашем рынке созданы неравные конкурентные условия для отечественных и зарубежных, в частности, китайских производителей, - утверждает Константин Яковлев, президент Российского Союза кожевников. – Сегодня российский рынок обуви составляет 200 млн пар в год, из которых более половины приходится на нелегальный импорт. Большое количество обуви в страну ввозится под видом неторгового оборота, то есть без уплаты пошлин и налогов, а затем эта обувь попадает в розницу по демпинговым ценам».