29.07.2004 Москва: противостояние таксистов и "частников" достигло апогея В ночь на воскресенье на Курском вокзале несколько частников избили водителя "Нового желтого такси", так как он якобы позарился на их территорию. Водитель пытался объяснить, что он приехал официально, по вызову и должен встретить пассажиров с поезда, однако пыл нападавших это не остудило. Сотрудники вокзала и милиционеры спокойно наблюдали за дракой и даже не попытались помочь таксисту. В результате он был госпитализирован, а его коллеги вот уже четвертый день подряд продолжают акцию протеста против этого инцидента, съезжаясь каждое утро на площадь перед Курским вокзалом и пытаясь вызвать обидчиков на цивилизованный диалог. Собственно говоря, это далеко не первый случай, когда так называемые "бомбилы" кидаются на таксистов. По словам руководителей ряда столичных таксомоторных компаний, угрозы, поджог автомобилей, прокалывание шин, горящие окурки, брошенные в салон, избиение сотрудников со стороны "вольных" извозчиков - это вполне обычное дело для Москвы. Как объяснили в "Новой транспортной компании", которой принадлежит "Новое желтое такси", эта негласная война между легальными и нелегальными перевозчиками началась из-за того, что в течение 15 лет, после наступления рыночной эпохи, официального такси в городе фактически не существовало. Этого времени вполне хватило для того, чтобы частники успели захватить и поделить между собой все лакомые точки в городе (вокзалы, аэропорты, стоянки у крупных торговых комплексов, кафе, ресторанов, театров и кинотеатров), разработав собственные правила поведения в местах массового скопления пассажиров. Сегодня жителей города развозят около четырех тысяч официальных такси и... примерно 40 тысяч частников (большинство из них приезжие), работающих без оформления лицензий, без правил и тарифов, без уплаты налогов в городской бюджет. "Контроль" работы нелегальных перевозчиков на местах массового скопления людей, как правило, осуществляют криминальные структуры. Доля этого "черного" извоза, по оценкам специалистов, составляет около 500 миллионов долларов в год. Если учесть, что общий ежегодный денежный оборот рынка такси колеблется в Москве от 400 до 800 миллионов долларов, то получается, что львина доля этих средств оседает в карманах "диких таксеров". В сложившемся положении нет ничего удивительного в том, что между водителями официального такси и нелегалами возникают конфликтные ситуации. “Где ни остановишься, везде дежурят тонированные "Жигули" с областными номерами и подержанные иномарки. Из них выходят и говорят: давайте отсюда, наша точка, мы здесь работаем, - рассказал таксист Владимир Ветюлин. - А если не уезжаешь, начинаются разборки с мордобоем. Как-то раз, например, меня зажали на Савеловском вокзале, мол, либо клиента высаживай и уматывай отсюда, либо плохо тебе будет. Я клиента высадил, потому что своя жизнь дороже”. Конкурировать с нелегалами, по словам таксистов, просто невозможно. Для частников затраты на организацию бизнеса ограничиваются всего лишь покупкой машины. Легальным же компаниям каждый автомобиль необходимо довести до ума: установить специальный датчик, показывающий наличие в машине пассажира, что позволяет на все 100 процентов контролировать выручку и исключает обман со стороны водителя. К тому же частника не надо ждать: раз - и поймал машину. А такси надо вызывать, как минимум за полчаса. Надо заметить, что поведение "бомбил" раздражает не только таксистов. “Около станции метро "Ясенево" каждый день выстраивается огромная очередь из частников, желающих подзаработать. Они настолько обнаглели, что паркуют машины прямо напротив автобусной остановки. В результате общественный транспорт просто не в состоянии подъехать к ней и вынужден останавливаться посреди дороги, - пожаловалась Мария Ивановна. - К тому же они такие нереальные цены называют, за минуту езды требуют 40 - 50 рублей и ни копейкой меньше. У меня подруга на "Речном вокзале" живет, так там ситуация еще хуже. У метро круглые сутки дежурят кавказцы, которые ездить не умеют, хамят, и тарифы у них в два раза выше, а сотрудники правоохранительных органов никак на это не реагируют”. По словам инспектора отдела пропаганды ГИБДД Москвы капитана Игоря Колоскова, сотрудники Госавтоинспекции никак не могут повлиять на частников: “Единственное, что мы можем, так это оштрафовать "бомбилу" за какое-нибудь нарушение правил дорожного движения - припарковался в неположенном месте, не там развернулся и т. д. Других мер воздействия у нас на них нет. Допустим, инспектор знает, что водитель занимается незаконным частным извозом, но доказать это невозможно. Водитель запросто может сказать, что друга подвозит или остановился воздухом подышать”. По мнению экспертов-транспортников, прекратить противостояние таксистов и частников может только закон "О такси", разработкой которого на данный момент занимается столичное правительство. Согласно этому документу, места на парковках возле вокзалов будут предоставляться только тем, кто имеет аккредитацию Управления транспорта и связи Москвы, частников будут отправлять в другие места. Еще чиновники планируют создать единую телефонную службу для вызова такси на дом, так чтобы каждый житель города заучил семь цифр наизусть и уже даже не пытался выходить на улицу и голосовать. Кроме того, столичное Управление транспорта и связи разрабатывает новые "Правила организации легковых таксомоторных перевозок в Москве", в которых прописаны все нюансы: наличие визитки таксиста на лобовом стекле, открытие окон и включение радио только по обоюдному согласию, чистота автомобиля и главное - плата за проезд только в соответствии с показателями счетчика. По оценкам экспертов, на сегодняшний день услугами такси ежедневно пользуются 130 тысяч москвичей, большинство из них предпочитает частников, забывая о собственной безопасности. Далеко не факт, что с нелегалом вы сможете добраться до дома в целости и сохранности, если вообще доберетесь. Такси же гарантирует вам, пускай за чуть большие деньги, стопроцентную доставку до нужного адреса. К тому же стоит задуматься о том, что, поощряя "бомбил", мы поощряем развитие криминала в нашем городе. |