28.07.2004  Депутаты хотят затруднить рекламу пива и слабоалкогольных напитков

   Депутаты Госдумы продолжают крестовый поход против рекламы пива. Последний проект поправок к закону о рекламе фактически приравнивает к пиву слабоалкогольные напитки, ужесточает ограничения на показ рекламных роликов на телевидении и запрещает оформлять пивную рекламу в виде мультфильмов. Производители пива возмущены жесткостью предлагаемых мер.
   На днях рабочая группа Госдумы под руководством первого вице-спикера Любови Слиски (“Единая Россия”) одобрила новый проект, регулирующий рекламу не только пива, но также слабоалкогольных напитков с содержанием этилового спирта 0,5%.
   Ограничение на показ рекламных роликов на телевидении в сравнении с прежним проектом ужесточается — их нельзя крутить с 7 утра до 10 вечера. К перечню организаций — детские, учебные, медицинские, культурные и пр., в которых нельзя рекламировать пиво и слабоалкогольные напитки, — добавлены спортивные. Кроме того, рекламу теперь нельзя оформлять в виде мультфильмов.
   Один из авторов поправок — депутат Госдумы Сергей Попов поясняет, что необходимость расширения перечня напитков, на рекламу которых накладываются ограничения, продиктована опасением замещения пивной рекламы рекламой слабоалкогольных напитков. “Если мы ограничим рекламу пива, то на экран хлынут слабоалкогольные напитки, которые намного вреднее”, — говорит Попов.
   Поправки будут рассматриваться на заседании Госдумы 31 июля. Попов убежден, что депутаты поддержат проект и даже могут сразу принять его в третьем чтении. “Раньше поправки [по ограничению рекламы пива] тормозились из-за того, что не была озвучена позиция фракции "Единой России", теперь указания получены”, — утверждает Попов.
   Но не все “единороссы” одобряют решимость коллег. Члены фракции Анатолий Аксаков считает, что принятие этих поправок может привести к проблемам с трансляцией футбольных матчей. “Будь моя воля, я бы вообще запретил рекламу пива, но если пивная компания заключила договор с УЕФА, то тогда могут возникнуть проблемы с трансляцией матча по нашему телевидению, — говорит Аксаков. — Надо бы найти более корректные юридические формулировки”.
   Эксперты обращают внимание на расплывчатость положений проекта. Директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер говорит, что поправка по распространению рекламы пива в ряде организаций социальной направленности “грозит двойным толкованием”. “С одной стороны, получается, что фактически запрещается реклама в местах продаж, но запретить ее вовсе юридически невозможно”, — говорит юрист.
   Александр Бренер, творческий директор рекламного агентства Lowe Adventa (обслуживает “Клинское”, “Сибирскую корону” и еще несколько пивных брэндов) опасается, что депутаты не станут работать над точностью формулировок, в частности, касающихся спортивных организаций. “Непонятно, например, касается ли это рекламы на стадионах и спонсорства спортивных мероприятий”, — говорит он.
   Участники рынка поправками шокированы. “Последний вариант поправок гораздо более жесткий по сравнению с предыдущими и фактически полностью запрещает рекламу [пива]”, — говорит заместитель исполнительного директора Союза российских пивоваров Александр Троицкий. — Это самые жесткие ограничения, которые есть в Европе“. По словам Троицкого, если будет запрещено использование образов людей и животных в рекламе, а также мультипликационные ролики, “мы столкнемся с ситуацией, когда многие марки окажутся вне закона [о рекламе]”.
   Старший вице-президент по корпоративным связям пивоваренной компании SUN Interbrew Ирина Кибина не согласна с ограничениями рекламы на телевидении. “Телереклама — это самый оптимальный способ донесения информации до потребителя с позиции соотношения цена — эффективность, — говорит Кибина. — Если компании будут вынуждены использовать другие способы рекламы, это отразится на их финансовой деятельности”. Между тем, по словам Кибиной, средняя рентабельность производителей пива и так невысока — 6-8%.
   Телевизионщики пока хранят спокойствие. По данным рекламного холдинга “Видео Интернешнл”, в прошлом году доля рекламы пива в общем объеме российской рекламы составила около 9%. Потрачено на нее около $120 млн. Сергей Пискарев, гендиректор компании “НТВ Медиа”, продающей рекламное время на телеканалах НТВ и ТНТ, говорит, что производители пива “не единственные рекламодатели, так что, наверное, ограничения [в случае их введения] не станут фатальными [для рынка телерекламы]. “Но и хороших последствий для рынка [после вступления в силу поправок] не предвидится”, — констатирует Пискарев.