28.07.2004 Участники рынка полагают, что государственная поддержка отечественных курортов необходима, но только в «позитивном ключе» Представители властных структур и участники туристического рынка продолжают обсуждать результаты Госсовета по туризму, который состоялся в конце прошлой недели в Геленджике. На нем впервые за долгое время были подняты вопросы привлечения россиян на внутренние курорты. Некоторые из выступавших даже посетовали на то, что популярные зарубежные направления «отбивают» у России туристов. Были также высказаны предложения, как изменить эту ситуацию. В первую очередь необходимо решить проблемы доступности отдыха внутри страны, а также создания навыков работы здравниц в рыночных условиях. Выступая на Госсовете, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев представил доклад «О развитии курортно-рекреационного комплекса РФ». В нем говорилось о том, что основными сдерживающими факторами развития санаторно-курортного комплекса страны остаются несовершенное законодательство, а также невозможность для многих приобрести путевки за полную стоимость. Кроме того, как отметил г-н Ткачев, недостаточно развита и сама инфраструктура российских курортов, нет четкого механизма работы здравниц в рыночных условиях. Также в своем выступлении он подчеркнул, что отсутствует и реклама российских курортов, которая бы показывала их преимущества перед зарубежными. Но очевидно, что «за просто так» убедить россиян отдавать предпочтение отдыху внутри России будет крайне трудно. Тем не менее еще перед началом Госсовета полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев заявил, что необходимо создать такие условия, чтобы на Черноморском побережье России уже в ближайшее время отдыхало до 25 млн человек. Специалисты, впрочем, считают эту цифру чересчур высокой: даже в советские времена, когда выбор направлений для отдыха был не столь велик, там не насчитывалось такого количества отдыхающих. По мнению г-на Яковлева, решением проблемы должна стать системная рекламная кампания отдыха в России. При этом он подчеркнул, что в прошлом году на отечественных курортах уже отдохнуло порядка 8 млн человек. Участники рынка сходятся во мнении, что по результатам Госсовета следует ожидать каких-либо конкретных решений и мер, направленных на повышение привлекательности отечественных курортов. Но пока сложно предположить, во что именно они выльются. Известно, например, недовольство чиновников низкими, зачастую демпинговыми ценами на зарубежные путевки. В частности, совсем недавно, по сообщению информационной службы «Банко», тур на 10 дней в Тунис можно было приобрести всего за 199 долл., т.е. примерно втрое дешевле, чем обычно. Понятно, что российские туристы будут выбирать такие туры до тех пор, пока не появятся вполне конкурентные предложения от отечественных здравниц. Однако вряд ли государство возьмется контролировать цены. По словам экспертов, уличить компании в демпинге Федеральной антимонопольной службе будет крайне сложно. Более того, предложения ниже себестоимости на определенные даты вполне могут быть экономически обоснованы. Так что маловероятно, что в качестве метода регулирования спроса будет выбрано регулирование стоимости турпакетов. Вместо этого, по словам экспертов, чиновникам стоит решить вопросы привлечения инвесторов и сотрудничества с частными предпринимателями. «Некоторые искренне верят, что после рекламной кампании люди поедут на внутренние курорты, – комментирует председатель совета директоров сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. – Но пока соотношение цены и качества не в пользу России. Кроме того, существуют серьезные административные преграды для развития малого и среднего бизнеса в этом сегменте». В качестве примера он привел случай с разрушением мини-отелей в Краснодарском крае. По мнению г-на Озолиня, в любом случае подобные вопросы разрешаются в суде, ведь неизвестно еще, почему у предпринимателя нет нужных документов, ведь, возможно, ему просто мешают их получить. «Радикально в такой ситуации может помочь реформа естественных монополий, запрет на вмешательство в частную предпринимательскую деятельность, – считает он. – Пока это, к сожалению, только декларации. Но пока нет конкуренции, подобная ситуация и будет существовать. А административное вмешательство нарушит естественную конкурентную борьбу». Впрочем, компании, работающие на внутреннем рынке, уверены: госрегулирование в отношении российских курортов просто необходимо хотя бы потому, что это мировая практика. Единственное, в чем можно сделать отступление, так это в вопросах налогообложения. «Участники рынка сейчас обсуждают результаты Госсовета и надеются, что это совещание станет «спусковым крючком» для улучшения ситуации на российских курортах, – сказал генеральный директор компании «Ориент» Анатолий Гусев. – Известно, что в ряде стран именно государство выделяет средства на рекламу своих курортов. Нам также нужна поддержка в вопросах инвестиционной политики строительства отелей, привлечения новых игроков в этот бизнес». Впрочем, пока, как рассказывает г-н Гусев, учреждения, занимающиеся привлечением туристов на российские курорты, а проще говоря санатории, туркомпании, пансионаты, облагаются наибольшими налогами. Кроме того, не видно и работы по привлечению инвесторов. «Крупные компании вкладывают деньги в побережье, но в собственных целях, – комментирует он. – Поэтому невмешательство государства в эти вопросы невозможно, просто оно должно иметь позитивный характер. А у основных участников рынка складывается впечатление, что выступление президента было именно в таком ключе». |