27.07.2004  Президент РОАД: "В будущем на рынке останутся те, кто сегодня вкладывает деньги в качество сервиса, в обучение персонала

   О деятельности Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), объединяющей более 60 крупнейших продавцов автомобилей, рассказал ее президент Олег Наумов.
   По его словам, ассоциация была создана, когда автомобильный рынок только зарождался. Долгое время основной проблемой было вытеснение серых дилеров. С подачи РОАД были внесены поправки в законодательство о техническом регулировании, согласно которым автомобильный импортер должен иметь нотариально заверенную копию сертификата (точнее, одобрения) типа транспортного средства, который выдает своим официальным партнерам производитель. До этого существовала практика работы просто по нелегально распространяемым ксерокопиям [сертификатов], что создавало возможности для бесконтрольного ввоза автомобильной техники и благоприятствовало развитию серого рынка.
   В сотрудничестве с ГТК и комитетом автопроизводителей Европейского делового клуба ассоциация ввела так называемый зеленый коридор для уполномоченных импортеров. Это упростило таможенное оформление официально поставляемых в РФ новых иномарок и вынудило серых импортеров проходить ценовой контроль, исключающий ввоз машин по заниженным ценам. Это устранило одну из проблем для членов РОАД — нечестную ценовую конкуренцию со стороны серых поставщиков.
   Актуальная проблема для дилеров — выделение земли. Чтобы строить современные дилерские центры, отвечающие требованиям производителей, [дилерам] нужны участки на ключевых трассах. При покупке участков конкурентами автодилеров здесь становятся те девелоперы, которые получают участки под универсальные торговые или офисные центры. По мнению Олега Наумова, выделение таких участков для автодилеров должно вестись на льготных условиях, ведь девелоперы могут заплатить огромные суммы, но автодилеры такие расценки не потянут.
   В Москве городские власти пытались реализовать программу по выделению участков для автотехцентров. Но никто из крупных дилеров в ней участвовать не мог. Проблема была в том, что город предлагал очень маленькие участки, площадью до 0,6 га, больше подходившие для заправок или автомоек. А автоконцерны требуют, чтобы дилерский центр занимал участок не меньше 1 га.
   Во многих региональных городах развитие авторынка только начинается. Например, в Уфе нет центров, отвечающих требованиям производителя. Понятно, что дилеры, желающие продавать иномарки, будут такие центры строить. Для властей лучше, если такие комплексы будут собраны на одной территории, в некой “дилерской деревне”, считает Олег Наумов, это и в интересах потребителя. Для человека, собирающегося покупать автомобиль, удобнее приехать по одному адресу, где он сможет сразу посмотреть много марок, сравнить и выбрать самое интересное для себя.
   В течение текущего года РОАД попытается решить две наиболее острые для дилеров проблемы. Первая — постановка автомобилей на учет в автосалонах. Вторая — разрешение на проведение техосмотров в сервисных центрах дилеров, чтобы человек, купивший автомобиль у дилера, мог в этом центре решать все вопросы, связанные с эксплуатацией. Здесь потребуется внести поправки в законодательство, и РОАД уже сейчас встречает понимание со стороны чиновников, многие из которых соглашаются с тем, что в торгово-технических центрах дилеров есть все необходимое для проведения техосмотра.
   Существуют и другие проблемы, которые нужно решать. Например, получение дилерских номеров. В европейских странах давно существует практика, когда на машину, находящуюся в автосалоне, вешают специальные временные номера, чтобы можно было проводить тест-драйвы, перегонять автомобиль из салона в салон. Российским дилерам это очень облегчило бы жизнь. Но для решения этой проблемы необходимо провести серьезную юридическую работу, что займет немало времени.
   Важным для дилеров является вопрос об усилении ответственности производителя за качество товара. Это очень тонкий момент. С одной стороны, логично, что при возникновении проблемы покупатель приходит к тому, кто продал ему автомобиль. Дилер связывается с производителем, и тот определяет, каким образом реагировать. Но в России были случаи, когда покупатель, если его что-то не устраивает в качестве, идет с иском к дилеру. Но за качество оригинального изделия отвечает производитель, и судебные претензии должны предъявляться к нему.
   РОАД также добивается того, чтобы в законодательство о защите прав потребителей была внесена поправка, предусматривающая, что расторжение договора купли-продажи технически сложных товаров должно проводиться только при существенных недостатках. То есть чтобы покупатель мог требовать возврата денег при дефектах, делающих невозможной эксплуатацию автомобиля. При других недостатках автомобиль должен быть отремонтирован.
   РОАД намерена бороться за “ослабление диктата производителя”, то есть а снижение жесткости требований, которые автоконцерны предъявляют к продавцам автомобилей. По словам Олега Наумова, у каждого производителя свой набор требований к дилерам, и есть такие, которые замучают дилера при строительстве центра требованиями по качеству материалов, расцветкам и т. п. При этом не все автоконцерны хорошо понимают специфику российского рынка. Жесткость в стандартах и нежелание вступать в диалог были объяснимы на этапе формирования автомобильного рынка, когда даже в Москве не было нормальных дилерских центров. Сейчас в России работают торгово-технические комплексы, не уступающие по уровню европейским. Но нужны усилия не каждой отдельной компании, а российского дилерского сообщества, чтобы производитель больше прислушивался к доводам своих партнеров.
   Долгие годы основной задачей для РОАД была борьба с серыми дилерами. Сейчас, по оценке Олега Наумова, автомобильный рынок в Москве и Санкт-Петербурге приближается к европейскому уровню. Серые дилеры еще есть, но они существуют и во всем мире, особенно в части ремонта и продажи запчастей. Острота этой проблемы во многом снята.
   По прогнозам Олега Наумова, московский авторынок будет расти еще года два-три. Потом дилеры активно пойдут в регионы - сначала в Подмосковье, потом в города-миллионники и дальше. Однако на вопрос, за счет чего будет идти дальнейший рост рынка – за счет движения в регионы или за счет поглощений, глава РОАД ответил: «Пока поглощения — это единичные случаи. Но если на рынке возникнет кризисная ситуация, этот процесс будет очень бурным. Слабые могут не справиться».
   Это произойдет в случае появления общей масштабной проблемы – например, финансового или нефтяного кризиса. «Рано или поздно Россия вряд ли избежит кризисного состояния, в силу того что в нашей стране слабо занимаются реструктуризацией экономики. Ничто не готово к тому, что в недалекой перспективе цены на нефть могут упасть», - отмечает Олег Наумов.
   «В подобной ситуации выдержат только наиболее продвинутые, которые думают не только о том, чтобы сегодня продать побольше машин. Торговать в условиях ажиотажного спроса, какой есть сейчас, — особого ума не надо. К сожалению, еще не все задумываются о том, как профессионально работать с клиентами, как сокращать очереди, в том числе на техобслуживание, быстро доставлять запчасти и т. д. В будущем на рынке останутся те, кто сегодня вкладывает деньги в качество сервиса, в обучение персонала», - считает президент РОАД.