27.07.2004  Вступление России в ВТО грозит российским портам потерей части грузооборота

   На прошлой неделе руководитель департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максим Медведков заявил, что Россия может присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) до конца 2005 г. Подобные «победные» заявления г-на Медведкова вызывают, правда, тревогу у многих представителей российского бизнеса – например, у российских портовиков, которым скорое вступление в ВТО грозит потерей существенной части грузооборота.
   Дело в том, что России придется унифицировать железнодорожные тарифы: в настоящее время тарифы, регулирующие стоимость экспортных перевозок через сухопутные погранпереходы, существенно отличаются от других. Однако если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты Балтии и Украины. Единственной возможностью сохранить грузопоток в российских портах, по словам собеседников RBC daily, является объявление портов свободными зонами. Однако в этом направлении пока не предпринимается никаких действий.
   На сегодняшний день вопросы, связанные со стоимостью перевозок в направлении морских портов, регулируются вступившим в силу в августе 2003 г. новым Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». Введение данного Прейскуранта было направлено на унификацию железнодорожных тарифов на территории России (в том числе и при перевозках на морские порты), однако как таковая эта унификация до сих пор не завершена. «Тарифы третьего раздела Прейскуранта № 10-01, регулирующие стоимость экспортных перевозок через сухопутные погранпереходы, существенно отличаются от других, – пояснил президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. – В итоге действующие тарифы на железнодорожные перевозки дают конкурентные преимущества российским портам по отношению к иностранным за счет различий в уровне тарифов по второму (внутригосударственное сообщение, в том числе и перевозка в направлении портов) и третьему разделам Прейскуранта № 10-01».
   Однако, как сказал генеральный директор компании TransCare Russia Владимир Ашурков, в связи с возможным вступлением России во ВТО рано или поздно придется провести окончательную унификацию тарифов. «Необходимость в унификации железнодорожных тарифов есть, – отметил Георгий Давыдов. – Одинаковые экспортные железнодорожные перевозки (на погранпереходы и на порты) должны стоить одинаково».
   Причем произойти это может в самом ближайшем будущем – на прошлой неделе руководитель департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) Максим Медведков заявил, что Россия может присоединиться к ВТО уже до конца 2005 г.
   «Если бы железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы были бы унифицированы сейчас, то российские порты потеряли бы 30–50% грузов», – говорит Владимир Ашурков. Не принятые в российских портах грузы уходят в порты сопредельных государств. В общей сложности в 2003 г. через зарубежные порты было перегружено 87,4 млн т российских грузов, что на 12,1% больше уровня 2002 г.
   Единственной возможностью сохранить грузопоток в российских портах было бы объявление портов свободными зонами. «При организации системы "свободных портов" вывоз груза в порт означал бы момент экспорта, после которого экспортер мог бы получить возврат НДС. Такие процедуры являются общепринятыми во многих странах», – поясняет Владимир Ашурков. На сегодняшний день экспорт товаров, как и большинство других операций, облагается НДС. Однако в случае экспорта ставка налога отличается от обычной и составляет 0% (кроме экспорта в страны СНГ нефти, газового конденсата и природного газа, которые облагаются НДС по ставке 20%). Чтобы использовать нулевую ставку, поставщикам необходимо подтвердить факт экспорта, предоставив все необходимые документы. «Необходимо оценить негативный экономический эффект от возможной унификации железнодорожных тарифов и возможность его нейтрализации за счет введения «свободных портов» и заниматься подготовкой изменений в законодательстве уже сейчас», – говорит Владимир Ашурков.
   Однако, по словам Георгия Давыдова, у таможенников могут возникнуть существенные сложности при контроле возможности переадресовок в портах с учетом расчетов по НДС. «Процедура принятия законов о «свободных портах» довольно продолжительна. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс РФ», – отмечает Владимир Ашурков. Усложняет решение данного вопроса и то, что для повышения конкурентоспособности российских портов необходимо будет также упростить таможенную очистку импортных грузов. По словам г-на Ашуркова, в настоящее время все импортные грузы могут быть подвергнуты досмотру в порту, и это – одна из основных причин ухода грузов в финские и балтийские порты. Однако столь необходимые шаги едва ли будут предприняты в ближайшем будущем – в настоящее время со стороны федеральных министерств и ведомств в этом направлении не принимается никаких действий, а потому российским портовикам придется решать проблему самостоятельно.