26.07.2004  Непродуманные действия чиновников могут привести к существенному подорожанию мяса и мясопродуктов

   Прошлый год ознаменовался резким ростом цен на мясные продукты: птица подорожала на 50%, свинина – на 30%, говядина – на 10%. Нынешний год, похоже, не станет исключением. Непродуманные действия чиновников, ответственных за регулирование продовольственного импорта, могут уже в ближайшее время привести к новому ценовому взлету.
   По опубликованным в конце прошлой недели данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), с начала этого года среднемесячное потребление мяса птицы увеличилось в России почти на 40%. Массовый переход на курятину – прямое следствие роста цен на говядину и свинину, которые в ближайшее время, по прогнозам специалистов, снова подорожают.
   Еще весной эксперты предупреждали, что цены на свинину и говядину достигли своего потолка и что дальнейшее, даже незначительное их повышение неминуемо приведет к заметному снижению уровня потребления. «Сокращать потребление нам уже некуда, – уверен президент Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. – При норме 75–80 кг на человека в год мы потребляем меньше пятидесяти. Нам еще долгий путь предстоит пройти для того, чтобы мы ели мяса столько, сколько нужно».
   Говядину и свинину заменяет в рационе россиян курятина. Среднемесячное потребление мяса птицы в начале этого года составляло у нас 1,1 кг на человека. По подсчетам специалистов Института аграрного маркетинга, этот показатель уже в ближайшее время увеличится до 1,45–1,5 кг на человека. Генеральный директор ИАМ Елена Тюрина объясняет это не гастрономическими предпочтениями россиян, а ценовыми факторами. По ее данным, цены на мясо птицы на 17–18% ниже, чем на свинину и говядину. За первое полугодие нынешнего года курятина подешевела на 11%, тогда как говядина подорожала почти на 14%. И это не предел. По прогнозам экспертов, уже к осени отдельные виды говядины подорожают еще на 5%, свинины – на 8,8%.
   Причин тому, как всегда, несколько, но основная напрямую связана с ограничением поставок в Россию более дешевого импортного мяса.
   Значительный рост цен на мясные продукты специалисты зафиксировали еще летом прошлого года. Тогда правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле под председательством Германа Грефа приняла решение о введении ежегодной квоты на ввоз мяса птицы в Россию. Кроме этого, были введены тарифные ограничения на импорт говядины и свинины. Принятые меры, как ожидалось, должны были простимулировать отечественного производителя, защитить его от продовольственного импорта, который к тому времени рос в среднем на 12% в год.
   В итоге импорт действительно сократился, и весьма существенно, а собственное производство выросло, что не раз с удовлетворением констатировали российские чиновники. Правда, если не полениться сопоставить цифры, станет очевидно: отечественные производители с задачей не справились и рынок самостоятельно насытить не смогли. В прошлом году импорт мяса птицы сократился на 30%, свинины – на 22%, говядины – на 16%. Тем временем объем производства мяса птицы в России увеличился лишь на 10%, свинины – на 20% (только по этому показателю показатели сопоставимы), а говядины – и вовсе на 4%.
   Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заверял в свое время, что «введение квот не повлияет на рост цен на мясную продукцию». Однако цены чиновника не послушались и неумолимо пошли вверх. В итоге, по данным ИАМ, за прошлый год птица подорожала на 50%, свинина – на 30%, говядина – на 10%.
   Нынешний год начался с новых чиновничьих придумок, которые ситуацию лишь усугубили. Минэкономразвития опубликовало список поставщиков импортного мяса, получивших квоты, лишь в начале февраля. Получилось так, что в январе завоза в Россию вообще не было. Кроме того, когда списки опубликовали, стало ясно, что изменилась методика распределения квот импортерам. В качестве расчетной базы по компаниям был использован не объем ввоза из конкретной страны, а общий объем импорта каждого вида мяса, поступающего в Россию. Президент НМА Сергей Юшин заявил, что «сам по себе этот принцип для рынка мяса не очень хорош». По его словам, если в какой-то стране, завозящей к нам мясо, возникают какие-либо проблемы, переключиться на другого поставщика практически невозможно – так выстроена схема. Особенно усложняется ситуация, если речь идет о стране, которой выделена большая квота. С такой оценкой полностью согласна и президент ИАМ Елена Тюрина.
   Справедливость выводов специалистов о негибкости системы квотирования полностью подтвердилась, когда на защиту отечественного рынка встали российские ветеринары. Так, из-за куриного гриппа в начале этого года был введен запрет на ввоз птицы из всех стран Юго-Восточной Азии, а также ряда штатов США. Но переключиться на поставки из Бразилии, которая была готова закрыть нишу, мы не смогли. А когда в мае Росветнадзор и Минсельхоз объявили о приостановлении импорта мяса (в основном говядины) из стран Евросоюза, свято место мясных поставок опять осталось пусто. Вскоре бдительные ветеринары запретили импорт говядины, свинины и птицы уже из Бразилии. И на этот раз переключиться на альтернативных поставщиков Россия не смогла.
   На прошлой неделе ситуация изменилась в худшую сторону уже не по нашей вине. В пятницу специалисты зарубежной сельскохозяйственной службы Департамента сельского хозяйства США (FAS USDA) сообщили, что «ряд стран не смогут полностью использовать квоту на импорт мяса в Россию». Так, предполагалось, что из ЕС будут значительные поставки, но европейцам самим не хватает говядины, поэтому квота будет выбрана в лучшем случае наполовину. Кроме того, если раньше Евросоюз субсидировал часть стоимости мяса, то теперь и этого нет. Не смогут выбрать свою большую квоту на говядину и США – поставки все еще запрещены из-за ящура. А специалисты FAS USDA прогнозируют, что цены на мясо в России, уже повысившиеся с начала года, продолжат расти не только из-за ограничения поставок, но и из-за повышения цен на корма.
   С тем, что система квотирования в ее нынешнем виде не регулирует импортные поставки так, как это нужно стране и российским потребителям, согласны практически все специалисты. Между тем, если обратиться к цифрам, станет ясно, что и основную свою задачу – защитить отечественного производителя – эта система не выполняет.
   Прирост производства мяса достигается у нас сейчас исключительно за счет сокращения поголовья. Так, поголовье крупного рогатого скота в России в этом году упало на 10%, свиней – примерно на 3%, поголовье птицы не выросло, но хотя бы еще не падает. Проще говоря, отечественный производитель решил воспользоваться ситуацией и, пока есть спрос и высокие цены, взять свое по полной программе.
   Правда, до бесконечности «защищать» сельхозпроизводителей правительство, похоже, все же не намерено. Уже сейчас рассматривается идея увеличить размер квот с 2005 года на 2–2,5%. Сама же система квотирования, согласно принятому недавно закону о защитных мерах во внешней торговле, должна продержаться до 2009 года. Пока же за все неудавшиеся новации чиновников платит, как обычно, потребитель.