23.07.2004  Возможно ли саморегулирование в банковской сфере?

   В среду прошло заседание рабочей группы РСПП по административной реформе на тему: «Саморегулируемые организации в банковском секторе». Кроме представителей РСПП в заседании приняли участие разработчик закона о саморегулируемых организациях Виктор Плескачевский и первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов.
   В. Плескачевский, депутат Государственной Думы, председатель Комитета ГД по собственности и один из разработчиков закона начал свое выступление с сообщения о том, что «в неоформленном виде проект закона согласован с Правительством РФ». По его словам, в августе–сентябре 2004 года проект закона может быть принят во втором чтении. Однако, как подчеркнул В. Плескаческий, закон в том виде, в котором он есть, значительно уже предполагаемой концепции.
   В. Плескачевский заявил, что предметом регулирования в саморегулировании является построение системы управления рисками. Саморегулируемая организация, по его словам, это негосударственная форма организации, исполняющая публичную функцию, благодаря чему происходит разделение правоустановления и надзора. Он пояснил, что за государством остается в таком случае надзорная функция, а правоустановление делится между законом и саморегулированием.
   Депутат ГД сообщил, что в предлагаемом проекте закона подчеркивается необходимость множества СРО в каждом сегменте рынка, он не исключает возможности дальнейшего слияния СРО, но В. Плескачевский уверен, что даже в таком случае организация станет «мегасаморегулятором».
   По мнению В. Плескачевского, саморегулирование во многих отраслях должно заменить лицензирование. В развитых странах, по его словам, 30-40 видов деятельности подлежат лицензированию, а в России их действует около 180.
   В. Плескачевский заявил, что саморегулирование также возможно и в банковской сфере. Он считает, что часть функций Центробанка можно было бы легко передать институтам профессионального общественного регулирования.
   Депутат Госдумы отрицательно высказался относительно системы гарантирования вкладов. «Она уродлива и порочна изначально», - заявил он. По его мнению, такая система будет способствовать сговору банков, а также ущемлять права одних банков, давать преимущества другим.
   В. Плескачевский предложил построить двухуровневую систему гарантирования вкладов: построить СРО в банковской сфере и доверить им эту систему. «В этом случае ответственность участников системы возрастает на порядок, так как обмануть друг друга будет гораздо сложнее», - считает депутат ГД.
   Иную точку зрения на проблему высказал первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов. Он подчеркнул, что банковский сектор – самый регламентируемый государством сектор во всем мире. По его мнению, саморегулирование в банковской сегменте применяется значительно уже, чем в других сферах финансового рынка. По его словам, это связано в первую очередь с тем, что банки не могут объединять усилия и действовать совместно, зачастую банки между собой борются за клиентов, существует жесткая конкуренция.
   А. Козлов заявил, что саморегулирование в банковской сфере возможно в двух случаях: стандартизация и формирование этических норм. При этом, как сказал А. Козлов, государство должно регулировать банковскую деятельность только там, где оно защищает общественные интересы.
   «Возможно, что сложившаяся сегодня ситуация в банковской сфере подтолкнет банки к пониманию зависимости всех от жизни одного», - сказал зампредседателя Центробанка.
   Однако, как заявил А. Козлов, существующие банковские ассоциации, как правило, могут представлять собой: клуб по интересам, лоббистскую организацию, СРО. Последних, по его словам, пока практически нет.
   Он заявил, что считает предлагаемый закон о саморегулируемых организациях не подходящим для банковской системы. По его мнению, в законе смешиваются обязанности государства и саморегулируемых организаций. Кроме того, он считает, что закон противоречит ФЗ «О банках и банковской деятельности».
   А. Козлов сообщил, что Центробанк написал письмо в Государственную Думу и Правительство РФ с просьбой не распространять закон «О саморегулируемых организациях» на банковский сектор. Для финансовых учереждений должен быть отдельный закон, считает он.