23.07.2004  Главное – чтобы кормили и поили

   Анализ первых полутора месяцев отпускного сезона показал уникальность русских туристов: они предпочитают самые дорогие отели – но на самых дешевых курортах.
   В выборе мест и способов отдыха российские туристы в массе своей проявляют удивительное постоянство. Как рассказала Ксения Варгулевич, менеджер туристического агентства «Компания Моско», подавляющее большинство клиентов предпочитает отправляться отдыхать семьей на две недели в курортные страны.
   Лидирующим туристическим направлением остается Турция. Туристов привлекает исключительно соотношение качества и цены. Причем спрос растет даже несмотря на то, что турецкие цены в среднем увеличились на 20% по сравнению с прошлым годом. Ксения Варгулевич ожидала, что рост цен охладит интерес к Турции, но русские в эту страну едут и едут, да еще и выбирают самые дорогие отели – уровнем не меньше четырех звезд. Стоимость такого двухнедельного тура в Турцию на двоих взрослых и ребенка с размещением в пятизвездном отеле составит в среднем около $3300.
   На втором месте в рейтинге предпочитаемых для отдыха стран – Испания.
   Туда отправляется около 11% всех российских туристов. В прошлом году русские туристы боялись, что Испания будет слишком дорога для них, и было продано на 5% меньше путевок, чем в 2002 году. В 2004 году интерес восстановился. Как рассказала Елена Миролюбова, менеджер агентства «Квинта тур», специализирующегося на европейских и азиатских странах, хотя цены на путевки в Испанию заметно выше, чем в Турцию – за 2000–3000 евро можно отдохнуть только в одиночку – клиенты и тут предпочитают отели самой высокой категории.
   Следующие по популярности – Египет (9% отдыхающих) и Тунис (7%). Спрос на эти направления стабилен вот уже сколько лет.
   А вот Болгария свои позиции теряет. Турагентства считают причиной этого то, что звездный статус отелей не соответствует действительности, а уровень цен, во-первых, вырос на 10% с прошлого года, а во-вторых, вполне сопоставим с турецким – около $3000 на две недели на семью. Чтобы как-то спасти ситуацию, авиакомпании стали запускать более дешевые рейсы.
   А спрос на Россию понизился на 2%, составив 5,1% всего туристического рынка. Это следствие нарастающей популярности недорогого, но более комфортабельного заграничного отдыха. В Крыму согласны отдыхать только 1,2% туристов, что на 0,7% ниже прошлогодних показателей.
   Спрос на очень популярные в прошлом году ОАЭ, вызванный окончанием военных действий в Ираке, снизился на 20% и составил только 1,1% от всего выездного туризма. Туроператоры считают это вполне закономерным : условия те же, что и в более популярных странах, а цены заметно выше. Отдых в Эмиратах обойдется семье в $4000–5000.
   Интересно, что представления об уровне отдыха ассоцируется у русских путешественников исключительно с категорией отеля и количеством включенных в стоимость приемов пищи. Как отметил Павел Бородянский, менеджер туристического агентства «Лора-тур», возможностью полюбоваться достопримечательностями при покупке тура интересуются единицы, зато все хотят, чтобы отель работал по системе «все включено», то есть кормили и поили без ограничений.