21.07.2004  Санкт-Петербург: мебельный бизнес на честном слове

   Специфика продукта "мебель", по мнению представителей этого бизнеса, заключается в том, что производитель не может опираться на одного поставщика: это связано с ассортиментом продукции и производственным циклом. Весь цикл - от закупки сырья до продажи мебели - может быть разбит на части, каждая из которых зависит от взаимодействия с конкретным поставщиком. Поэтому один из важнейших рисков в производстве - риск срыва сроков поставки.
   Быстро переключаться с одного контрагента на другого мебельщики не всегда могут, поскольку некоторые производственные операции выполняются только одной компанией в городе.
   "Окраску металлических деталей мебели, которая связана с химическим процессом, делает только одна компания в Петербурге, - поясняет Дмитрий Саулин, заместитель генерального директора ООО "МебельМаг". - Соответственно, их услуги дороги, они чувствуют себя монополистом. Мы пришли к выводу, что в мебельном бизнесе надо двигаться к холдинговой структуре, чтобы контролировать всю цепочку производства. Хотя создание холдинга тоже не всегда выход из положения: как правило, купить стараются предприятие, которое находится в кризисе, - это означает, что помимо затрат на его приобретение необходимо вложить средства в его модернизацию. И к тому моменту, когда оно начнет эффективно работать, может пройти уже несколько лет".
   Еще один риск - необходимость оплачивать производственный процесс до получения денег от клиентов. Затраты на приобретение материалов составляют большую часть от общих затрат при производстве мебели.
   У небольших мебельных компаний нет возможности оплачивать производственный процесс за счет оборотных средств. Единственный выход - работать по предоплате. Впрочем, чтобы действовать по ой схеме, компания должна иметь репутацию партнера, который все делает качественно и в срок, а заработать ее можно, рискнув однажды собственными средствами. Но даже заработав безупречную репутацию, компании не всегда могут ею воспользоваться. По словам представителей мебельного бизнеса, реально деньги от клиентов приходят лишь через несколько дней после подписания расчетных документов, поэтому приходится работать с производителем под честное слово.
   По мнению Михаила Пильцера, генерального директора Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленобласти и Петербурга, бизнес мебельщиков очень зависит от западных стран. И это повышает риски, как и противоречивость государственной налоговой поддержки отечественного производителя. С одной стороны, это высокие пошлины на ввоз в Россию оборудования, материалов и фурнитуры при отсутствии качественных российских аналогов. С другой - низкие пошлины на ввоз готовой импортной мебели, что делает отечественную мебель неконкурентоспособной.
   Сегодня мебельщики, работающие на внутренний рынок, вынуждены покупать за границей около 90% фурнитуры. А чтобы экспортировать мебель из плитных материалов в Европу, надо при производстве мебели использовать европейское сырье. Приходится играть по правилам покупателя.