21.07.2004  Кризис не помешал круизам

   Банковский кризис, затронувший практически все сферы экономики, в незначительной степени сказался на работе участников туристического рынка, прежде всего на сегменте дорогих – немассовых – поездок. Хотя первоначально эксперты говорили о том, что урон отрасли может составить до 30% от оборота компаний, сейчас становится ясно, что большинство его участников все же сумели вовремя подстраховаться и перевести свои средства на резервные счета или вообще не поддались панике. В меньшей степени кризис коснулся тех компаний, которые занимаются организацией туров для высокообеспеченных клиентов. Как оказалось, они не только не стали отказываться от уже намеченных и оплаченных поездок, но и продолжают приобретать туры на довольно дорогой бархатный сезон.
   Основной удар пришлось выдержать, как известно, финансово-инвестиционной ассоциации «Группа ГУТА», имеющей туристические активы. Тогда же заговорили о том, что следует ожидать и неминуемого спада интереса потенциальных клиентов к заграничным поездкам. Ведь обычно россияне предпочитают в критические моменты не тратить деньги на отдых, а ждать разрешения ситуации дома. При этом специалисты утверждали, что последствия кризиса скажутся в первую очередь на средних компаниях, специализирующихся на массовых туристических направлениях. Сейчас, когда ситуация относительно нормализовалась, можно говорить о том, что критичной ситуация, к счастью, не стала.
   Во всех сегментах туристического рынка сейчас наблюдается относительно стабильная ситуация. «Банковский кризис на работу туристической отрасли повлиял незначительно, – сказал аналитик департамента консалтинга РБК Валентин Крохин. – И говорить о существенном его влиянии на рынок сложно. Во-первых, многие компании, как и их клиенты, выезжающие за рубеж, имеют несколько счетов. Во-вторых, в силу того, что кризис, можно сказать, закончился, люди по-прежнему планируют отдых». Конечно, в подобной ситуации не исключены и случаи отказов от путешествий, считает г-н Крохин, но они, скорее всего, единичные и никак не повлияют на общую ситуацию. Сходным образом думают и участники рынка. «Банковский кризис никак не повлиял на нашу работу и не отразился на покупках круизов, – сказал генеральный менеджер компании Breeze Line Максим Радионовский. – За это время к нам поступил только один отказ. Думаю, люди абсолютно уверены в своей финансовой стабильности и в нас, поскольку мы подаем продукт, не подверженный действию наших кризисов».
   Впрочем, по его словам, количество прямых клиентов круизной компании пока не измеряется сотнями тысяч, как на рынке массового туризма, а лишь десятками тысяч. Но это и понятно: в круизы едут те, для кого он является уже пройденным этапом. «Наши клиенты умеют отдыхать и умеют, что немаловажно, считать деньги, – рассуждает Максим Радионовский. – Поскольку понимают, что за стоимость круиза получат в несколько раз больше впечатлений, чем в обычном туре». Сейчас, как он рассказывает, самый пик продаж круизных туров, при этом цены на них более высокие, чем в остальное время. Однако покупателей это не отпугивает. «Сейчас мы продаем туры на вторую половину августа – сентябрь, – говорит г-н Радионовский, – то есть на бархатный сезон, популярный у респектабельных людей. Например, спросом пользуются маршруты по Средиземному морю, вокруг Европы, а также экзотические круизы на Карибы и Таити. Кроме того, еще есть возможность попасть на последний в этом сезоне круиз на Queen Mary 2».
   В компаниях-авиаперевозчиках также не наблюдают снижения пассажиропотока. «На нашей авиакомпании и ближайших партнерах кризис никак не сказался, – сказал представитель компании «Трансаэро» Сергей Быхал. – Мы также не почувствовали снижения потока ни на регулярных рейсах, ни на чартерных. Возможно, это произошло потому, что кризис был довольно быстро локализован и лишь незначительно задел участников рынка». Впрочем, его игроки говорят, что отложенные последствия нестабильной обстановки в банковском секторе могут проявиться ближе к сентябрю, правда, скорее на массовых направлениях, где широко распространены last minute – продажи.