20.07.2004 Ярославская область: западные гипермаркеты душат местный бизнес Последнее заседание муниципалитета города Ярославля ознаменовалось скандалом, связанным с намерениями мэрии предоставить налоговую льготу в размере 38 млн рублей открывающемуся в городе немецкому оптовому торговому комплексу "Метро Кэш энд Кэрри". Инициатива привлечения в Ярославль немецкого торгового магната принадлежала мэру города Виктору Волончунасу, который считает, что приход крупных иностранных компаний в Ярославль поднимает престиж города. Подобные гипермаркеты в России работают пока только в столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге. Они занимаются оптовой торговлей и работают с юридическими лицами и частными предпринимателями. Приглашая немцев в Ярославль, В.Волончунас пообещал им налоговую льготу на первые 5 лет работы. Вокруг суммы разгорелся скандал. Ярославские предприниматели, делегировавшие на муниципалитет своих представителей, считают, что, заигрывая с иностранными оптовиками, ярославские власти душат местных предпринимателей. «Условия должны быть равными для всех, - говорят коммерсанты, - мало того, что власти запускают на свой рынок конкурента, но еще и создают ему льготные условия». Депутат муниципалитета Евгений Урлашов заявил, что итог режима льготного налогообложения "Метро" будет печален - около 1000 местных предпринимателей, которые сейчас работают на оптовом и розничном рынке, разорятся. Льготы на налогообложения позволят немцам опустить цены до минимума, и ярославские торговцы окажутся неконкурентоспособными. По мнению оппозиции "Метро", приход немецкой компании на ярославскую землю больше выгоден иностранцам, чем местным жителям. Большинство розничных и мелкооптовых фирм завершают построение своих сетей в российских городах-миллионниках. Следующие на очереди - города с населением от 500 тысяч до миллиона жителей. Но, чтобы сильно не разбрасываться гипермаркетами, выгодно размещать их в таких местах, куда бы могли подъехать как можно больше покупателей из соседних областей. Неподалеку от Москвы нет лучшего транспортного узла, чем Ярославль. Приход немцев на ярославскую землю - это не одолжение местным властям, а стратегическая отработка новой схемы, считают специалисты по маркетингу. Сегодня борьба за инвестиции оправдана лишь в промышленности и сельском хозяйстве, но никак не в торговле. Появились свои, российские и ярославские, сети супермаркетов с неплохой выручкой, вкладывающие средства в новые магазины, и нет нужды отдавать этот сектор в руки иностранцев. Отрицательное заключение о предоставлении налоговых льгот гипермаркету "Метро Кэш энд Кэрри" дала и Контрольно-счетная палата, которой было поручено проработать этот вопрос. Однако, несмотря на все эти доводы, вопрос о налоговых льготах немецкой компании прошел на муниципалитете. 27 июля гипермаркет, построенный в ярославском микрорайоне Сокол, распахнет свои двери для новых покупателей. Ярославские маркетологи считают, что "Метро" - это только первая ласточка, за ним потянутся другие гипермаркеты. В отличие от столичных городов с огромным населением и ежедневным миллионным товарооборотом провинциальный рынок жестко ограничен. Приход сюда иностранных торговых гигантов грозит в ближайшие два-три года перераспределением денежных потоков. Пострадавшими окажутся не только местные товаропроизводители и оптовики, но и городской бюджет. |