20.07.2004 Рекламу казино запретят, но не совсем Законопроект, вводящий ограничения на рекламу игорных заведений, может быть рассмотрен Государственной Думой в осеннюю сессию. Этот законопроект, представляющий собой поправки в закон «О рекламе», был предложен группой депутатов во главе с вице-спикером Георгием Боосом. Он предусматривает запрет на рекламу игорных домов, букмекерских контор и тотализаторов везде, кроме как в специализированных изданиях или внутри самих заведений. Также поправки предполагают, что реклама означенных заведений на телевидении и радио может появляться только ночью, а именно с 22:00 до 7:00. Кроме того, реклама не должна будет создавать представление о гарантированном выигрыше и даже его высокой вероятности или утверждать, что участие в играх или пари имеет значение для достижения успеха. Характерно, что поправки вносятся не в закон об азартных играх, который также находится на рассмотрении в Госдуме, а в закон «О рекламе», который уже ограничивает рекламу алкоголя и табачных изделий, на что и указывают участники рынка, говорят о слабостях предлагаемых поправок. «Отсутствие данной нормы в законе об игорных заведениях говорит о том, насколько этот закон «хорош», – сказал один из участников рынка. – Подобные поправки должны рассматриваться именно в рамках законодательства об игорном бизнесе, поскольку эти законы должны нести в себе социальную нагрузку. А наличие таких поправок в законе «О рекламе» выглядит не очень понятным». Кстати, проект закона о деятельности игорных заведений, который, по сути, и должен регулировать всю отрасль, включая рекламу, на днях был возвращен во второе чтение: депутаты сочли его недостаточно адекватным. Председатель экспертного совета по вопросам регулирования лотерейного и игорного бизнеса при комитете Госдумы Игорь Динес считает внесение поправок в закон «О рекламе» довольно странной инициативой. «По большому счету, реклама на телевидении и радио не запрещается, а лишь переносится в прайм-тайм, – сказал он. – По сути, это подталкивание игорных заведений к размещению рекламы в самое дорогое время. Между прочим, дети, которых собирается защищать этот закон, смотрят телевизор в любое время. Мне как законодателю смысл этого ограничения не очень понятен. Я бы согласился с тем, что телерекламу игорных заведений вообще стоит запретить». Кроме того, Игорь Динес считает, что написавшие законопроект депутаты не до конца разобрались с понятиями. «Если речь идет о казино, то можно заметить, что они и так на телевидении не рекламируются, а используют растяжки или неоновые вывески непосредственно на здании, – говорит г-н Динес. – Другое дело, когда речь идет об игорных залах. Здесь действительно необходимо вмешательство законодательства, особенно с учетом того бурного развития, которое получила отрасль после передачи функций лицензирования на федеральный уровень». У участников рынка нет однозначной оценки данной инициативы. «В Европе, где в каждом городе от силы имеется по одному казино, реклама действительно не нужна, – сказал директор по маркетингу игровой системы «Джекпот» Кирилл Шатилов. – У нас же казино и игорных заведений много, поэтому, отказавшись от рекламы, мы лишаемся единственного инструмента конкурентной борьбы. С другой стороны, для меня как профессионала будет намного интереснее работать в условиях запрета на прямую рекламу: от компании потребуются какие-то более тонкие ходы». Впрочем, Кирилл Шатилов утверждает, что он лично не опасается за судьбу своей компании в случае введения запрета на рекламу, но подчеркивает, что отсутствие рекламы может вызвать некоторое перераспределение рынка в пользу мелких игроков. «Сейчас мелкие компании не могут стать крупными из-за недостаточных рекламных бюджетов, – считает г-н Шатилов. – В случае запрета на рекламу они окажутся в одинаковых условиях с крупными». Другие участники этого рынка, напротив, полагают, что в случае введения запрета на прямую рекламу в выигрыше окажутся старые и крупные игроки, мелкие же компании, а особенно новые, лишатся возможности пробиться на рынок. Впрочем, шансов у них и сейчас немного. Как утверждают специалисты по данному рынку, он почти полностью контролируется пулом «Джекпота», «Вулкана» и «Суперслотса». Все три компании, по слухам, аффилированы между собой и были основаны ныне покойным бывшим гендиректором «Джекпота» Вячеславом Панькиным, а также якобы связаны с некими структурами, близкими к московскому правительству. Мелкие же компании занимают незначительную долю рынка и действуют без какой-либо рекламной поддержки. Правда, некоторые участники рынка считают, что эти поправки никак не повлияют на расклад сил, поскольку они носят скорее морально-этический характер. «Эта инициатива имеет морально-этический смысл: любой разумный предприниматель сферы организации и проведения игр и пари понимает, что излишнее вовлечение в игру – а чересчур навязчивая реклама как раз и ведет к этому – будет лишь бросать тень на бизнес, вызовет недовольство в обществе и, как следствие, – отток клиентов игорных заведений, – сказал президент Российской ассоциации «Мир игр» Дмитрий Слободкин. – Намного адекватнее введение в этой части разумных ограничений, что будет способствовать дальнейшей легитимизации, нормативному «облагораживанию» бизнеса». При этом Дмитрий Слободкин также считает, что внесение поправок в отдельные законодательные акты неэффективно. «Внесение поправок в отдельные акты недостаточно эффективно, – говорит он. – Скорее требуется разработка специального акта (либо свода законов), посвященного всем аспектам проведения и организации игр и пари. Эта работа должна вестись с привлечением как представителей государства, так и участников игорного и рекламного рынков». |