16.07.2004  Конституционный суд РФ расширил круг лиц, представляющих интересы организаций в арбитражном процессе

   Конституционный суд (КС) РФ в пятницу признал противоречащими основному закону положения части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального Кодекса (АПК) РФ.
   Норма признана неконституционной во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 2 закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".
   До настоящего времени, согласно оспоренному положению АПК, представлять интересы организаций в арбитражных судах могли только руководители, лица, состоящие в штате этих организаций, а также адвокаты.
   Данная норма была оспорена государственным собранием Башкирии, губернатором Ярославской области и рядом организаций, в частности аудиторских. По мнению последних, норма необоснованно ограничивала право аудиторов на оказание сопутствующих аудиту услуг, а именно лишала их возможности представлять своих клиентов в арбитражном суде.
   Заявители отмечали, что норма АПК носила дискриминационный характер по отношению ко всем юристам, не имеющим адвокатского статуса. Они также указывали, что права граждан в арбитраже могут представлять любые лица, оказывающие юридическую помощь, а не только адвокаты.
   Конституционный суд согласился с этими доводами. "Государство, допуская в действующей системе правового регулирования возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей организаций штатных сотрудников, либо адвокатов, а в качестве представителей граждан - иных, помимо адвокатов, лиц, оказывающих юридическую помощь, тем самым по существу не предъявляет особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи и следовательно не гарантирует ее надлежащий уровень, а потому не вправе возлагать на организации обязанность выбирать в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате", - говорится в решении КС.
   "Законодатель избрал критерием для ограничения допуска к участию в качестве представителей в арбитражном процессе не квалификационные требования, связанные с качеством юридической помощи, а лишь организационно-правовую форму, в которой выступает участник судопроизводства, нуждающийся в юридической помощи", - отмечается в постановлении суда. Как подчеркивается в решении КС, это недопустимо.