16.07.2004  Борьба с брэндами

   В правительстве находится на согласовании законопроект, способный кардинально изменить всю структуру российского лекарственного рынка. Разработчик законопроекта сенатор от Пензенской области Борис Шпигель добивается, чтобы все лекарства-дженерики продавались в России не под фирменными, а под непатентованными названиями. Он полагает, что это сделает лекарства дешевыми, фармацевты же говорят, что препараты при этом потеряют не в цене, а в качестве.
   В июне комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии одобрил законопроект “О внесении изменений и дополнений в закон “О лекарственных средствах”. Сейчас этот законопроект находится на согласовании в правительстве. Одно из основных положений законопроекта требует, чтобы дженерики (лекарства, срок патентной защиты которых истек) регистрировались в Минздраве и продавались только под своими международными непатентованными названиями (МНН). Например, всем известная но-шпа — это, по международной классификации, дротаверин, а обезболивающий препарат ибупрофен продается аж под 21 названием — от “Нурофена” до “Болинета”.
   “Наш рынок в основном дженериковый. Слишком много одних и тех же лекарств, зарегистрированных под разными торговыми марками; у нас, например, 50 одних только аспиринов зарегистрировано. В результате компании начинают давать деньги врачам, чтобы те выписывали именно их препараты. А кто подумает о пациенте?” — объясняет один из разработчиков законопроекта, сенатор от Пензенской области Борис Шпигель. По его мнению, если все дженерики будут называться одинаково, производителям придется конкурировать друг с другом, снижая цену, а это понизит и траты на лечение, и затраты бюджета при госзакупках.
   “Слова "рынок" и "лекарства" — несовместимы, — говорит сенатор. — Люди, которые хотят зарабатывать деньги на лекарствах, пусть отдохнут — они уже заработали”.
   “Этот законопроект грозит катастрофическими последствиями для рынка, — уверен руководитель одной из фармкомпаний. — А между тем, по нашим данным, он уже одобрен [министром здравоохранения Михаилом] Зурабовым”. Принятие законопроекта приведет к “схлопыванию” рынка, прекращению затрат на рекламу препаратов и увольнению “десятков тысяч сотрудников отделов маркетинга и служб продвижения фармкомпаний”.
   А вот Минпромэнерго может законопроект и не согласовать. “[Наш] отзыв будет негативным. С нашей точки зрения, этот документ нарушает закон “О товарных знаках”, — говорит советник отдела промышленной политики министерства Ольга Колотилова и добавляет, что производитель имеет право давать фирменные наименования своей продукции.
   По данным рекламного агентства Media Direction, в прошлом году на рекламу лекарств было потрачено около $70 млн, лекарства входят в пятерку самых рекламируемых товарных категорий.
   “Этот закон может кардинально изменить маркетинг, — говорит председатель совета директоров ГК "Ремедиум" Айдар Ишмухаметов. — Таким образом опрокидывается сама идея продвижения лекарственных средств”. Если вся конкуренция сведется лишь к ценовой, это понизит качество препаратов, считает он. “Владельцы брэндов тратят деньги на более качественное сырье, на дополнительные клинические испытания. Если брэндов не будет, все это потеряет смысл”, — соглашается генеральный директор компании “Отечественные лекарства” Владимир Нестерук. У его компании на этот год запланирован бюджет в 120 млн руб. на продвижение своих брэндов.
   “Когда речь идет о бюджетных закупках, государство вольно вводить какие угодно правила и ограничения. Что же касается свободного рынка, то и пациенты, и врачи имеют право знать брэнды и делать выбор самостоятельно, — говорит директор по развитию бизнеса российского представительства Pfizer Александр Шибаев. — На рынке ходят слухи, что представители некоторых компаний дают взятки врачам. Но этим, с нашей точки зрения, должны заниматься не законодатели, а Минздрав и МВД”.