15.07.2004 Санкт-Петербург: Интернет — это полноценная бизнес-среда В Москве треть Интернет-магазинов относятся к малому бизнесу. «Создавать с нуля Интернет-магазин, не имея реального бизнеса, имеет смысл тогда, когда есть интересная, оригинальная идея, — считает Станислав Андреев, коммерческий директор Интернет-маркетинговой компании Molinos. — Тогда он может быть очень успешным». Интересных идей у малого бизнеса хватает. Так, предприниматель Михаил Файнзильбер, директор петербургского магазина ROSART.biz, занимается торговлей предметами искусства: «У меня не было опыта реальных продаж, поэтому свой проект я начинал почти на пустом месте. Заниматься продажей картин в on-line решил потому, что мне это интересно. О прибыли думал уже во вторую очередь. Интернет-коммерция и в России только начинает развиваться. Поэтому даже с точки зрения «бронирования места» имеет смысл создавать нечто подобное». Другой, более простой и реальный путь создания Интернет-магазина — делать его в дополнение к реальному бизнесу как вспомогательный канал сбыта. Сегодня многие малые предприятия Санкт-Петербурга имеют свои представительские странички в Интернете и используют их как средство распространения информации о себе. Как правило, однажды вывешенной в Интернете страницей потом никто не занимается, поэтому большой пользы она не приносит. Но может приносить, если переделать ее в Интернет-магазин. Если сайт уже есть, то электронный каталог — прайс-листы, подробное описание товаров (услуг), отзывы экспертов и клиентов, сертификаты, информация о новинках, контактные лица, телефоны и адреса — можно инсталлировать на этом сайте без особого труда. «В первую очередь, мы рекомендуем создание таких веб-проектов предприятиям, деятельность которых связана с высокотехнологичной сферой, — сказал Андрей Миронов, директор информационно-консалтинговой фирмы Juxon Management & Marketing. — Такие товары требуют публикации различных характеристик, параметров, что удобно делать в электронном виде». Кроме того, обзаводиться Интернет-магазинами имеет смысл фирмам, продающим услуги в узких нишах. Им проще создать рентабельный проект, поскольку конкуренция не слишком высока. К третьей группе перспективных с точки зрения Интернет-бизнеса фирм можно отнести предприятия, чья деятельность распространяется за переделы одного региона. Интернет-магазин может обслуживать широкую аудиторию клиентов. Подавляющее большинство веб-сайтов петербургских компаний, и больших и маленьких, выполняют роль представительств. Веб-магазинов мало, торгуют они бытовой техникой, книгами, косметикой и цветами. «Никакого особенного неуспеха нет, — считает Станислав Андреев. — 70% российских пользователей Интернета сосредоточено в Москве, на долю Питера приходится лишь 10%». По его словам, есть объективные причины, сдерживающие развитие Интернет-торговли. Это недоверие покупателей к виртуальным покупкам. Кроме того, недостаточно развиты платежные системы. Другие специалисты называют еще ряд причин того, что электронная коммерция в городе развита недостаточно: неквалифицированный менеджмент компаний, консерватизм, нежелание менять структуру фирмы под работу Интернет-магазина, который требует организации процесса обработки заказов и службы доставки. Кроме того, предприниматели часто не осознают, что Интернет — это полноценная бизнес-среда. Сдерживает электронную коммерцию и необходимость существенных затрат. В зависимости от сферы деятельности срок окупаемости проекта составляет 10-12 месяцев. Большинство петербургских заказчиков требуют мгновенного эффекта. Указывают и еще на одну проблему: в Петербурге, несмотря на большое количество дизайн-студий, мало профессионалов, специализирующихся на разработке инструментов электронной торговли. |