14.07.2004  Морковка по цене коньяка

   Отправляясь за продуктами, мы привыкли бдительно следить, чтобы нас не обвесили и не обсчитали на базаре или в небольших магазинчиках. Но перешагивая порог дорогого супермаркета, не ждем никакого подвоха. И в самом деле, какой может быть обвес и обсчет, когда товар, по большей части, уже нарезан и расфасован, а расчет у кассы ведет компьютер, считывающий штрихкоды. Однако итоги проверок Госторгинспекцией сетевых супермаркетов за первое полугодие показали, что в них могут не только подсунуть некачественный товар, но и обсчитать и обвесить не хуже, чем на рынке. Просто новые технологии продаж порождают новые технологии обмана.
   Как сообщили в Российской ассоциации ритейлоров, объем краж в супермаркетах составляет в среднем 3-4% от оборота. Причем более половины совершают сами сотрудники магазина. Поэтому их желание переложить недостачу на покупателя вполне естественно.
   По словам торговых инспекторов, один из самых распространенных способов обмана – это когда на кассе вам пробивают товары, которых вы не брали. "Чем больше вы покупаете продуктов, и чем длиннее оказывается ваш чек, тем больше вероятность, что вас обманули, - говорит руководитель департамента Госторгинспекции Надежда Найзина. – В супермаркетах и гипермаркетах люди часто закупают продукты на несколько дней. Чеки метровые, и проверить не отходя от кассы, соответствуют ли они содержимому тележки, зачастую практически не возможно. Люди чаще всего проверяют чеки дома, где и обнаруживают, что их обманули".
   Вообще, главное - всегда брать чеки, даже если нет возможности сразу их проверить . Иначе можно спровоцировать еще одно традиционное для супермаркетов нарушение. Кассир может просто не сбросить с компьютера информацию о ваших покупках и приплюсовать их стоимость к покупкам следующего клиента, особенно если вы берете одно пиво, а за вами стоит человек с тележкой, полной всякого добра. Он наверняка даже не заметит, как еще раз заплатит за ваше пиво. А обнаружив лишнюю позицию в чеке за пределами магазина, не сможет доказать «ошибку» кассира – может, он это пиво уже выпил.
   Еще один распространенный способ обсчета покупателей – игра со штрих кодами на товар. Обычно их считывает кассовый сканер, и компьютер автоматически фиксирует цену. Но иногда кассир набирает коды вручную. И вот тут нужно быть бдительным! Кассир отлично знает товарные коды и может набрать, в зависимости от ситуации, код более дорогого или более дешевого товара. «Однажды мне попытались продать глазированный сырок за 200 рублей, пробив вместо него цену коробки шоколадных конфет с коньяком, - говорит Надежда Найзина. - "Видите, код конфет отличается от кода на сырок всего на одну цифру", - извинялся дежуривший в торговом зале администратор после того, как я обнаружила подлог". Примерно такие же трюки с кодами проделывают в овощных и колбасных отделах, когда покупатели просят взвесить товар. Кладя на электронные весы, к примеру, кочан капусты, продавец набирает код более дорогих апельсинов, и взвешивает вам капусту по цене апельсинов.
   "Манипуляция с кодами на товар – это такой наглый и грубый обман, который сразу заметен, поэтому продавцы редко рискуют, - уверяет Надежда Найзина. – По своему опыту могу сказать, что подмена товарных кодов в большинстве случаев является непреднамеренным обманом. Тут скорее надо говорить о неквалифицированности работников супермаркетов. Ведь раньше были ПТУ, которые по году готовили продавцов, кассиров. В Москве была торговая система, где специально обучали продавцов-консультантов, которые потом в торговом зале могли вам дать тысячу и один совет о покупках. Сейчас эта школа утрачена. Сегодня магазины сами обучают людей, причем только техническим азам и уже на рабочем месте. Поэтому подготовка кадров в российских супермаркетах крайне низка".
   Однако, несмотря на низкий уровень торговой культуры, продавцы почему-то не ошибаются в пользу покупателя. Продавцы, хоть и плохо обучены, зато точно знают, что вся обстановка в супермаркете нацелена на то, чтобы спровоцировать клиента на импульсную покупку. Полгода назад в Госторгинспекцию поступили жалобы покупателей на то, что в одном из крупных сетевых супермаркетов цена на ценниках некоторых товаров оказывается существенно ниже той, что заложена в компьютер на кассе. Тогда магазин сослался на неполадки в программном обеспечении. Только вот никто так и не объяснил, почему это программное обеспечение выбирало для "ошибки" именно "импульсные товары".
   Но в супермаркетах не только обсчитывают, там еще и обвешивают. Как объяснили в Союзе потребителей России, некоторые товары, особенно фрукты и овощи, подвержены усыханию. Например, поступило в магазин 30 кг бананов, а через несколько дней они на пару-тройку кило усохли. При переучете этот минус обязательно всплывет, и покрывать его продавцам придется из своей зарплаты. Поэтому продукты заранее фасуют в сеточки и наклеивают бирку с весом и стоимостью. А потом, заплатив за килограмм картошки, вы реально получаете 930 – 940 грамм.
   Если же товар фасуется централизованно, то обманутыми могут оказаться все покупатели. Ведь продукты завешивают вместе с пенопластовой подложкой и фасовочной пленкой, которые весят 8-10 грамм. И покупая, например, кусочек семги, вы получаете в придачу упаковку по цене деликатеса.
   Так что не спешите верить этикеткам, не стесняйтесь перевешивать товар и ходить по торговому залу с калькулятором, складывая цены ваших покупок. Тогда, если получившаяся у вас сумма не совпадет с пробитой в чеке, можно будет разобраться, не отходя от кассы.
   Особенно же будьте внимательны в мелкооптовых торговых сетях. Такие магазины официально уходят от ответственности перед потребителем под предлогом того, что продают товары «исключительно для их последующей перепродажи в розничной торговле или для профессионального пользования». И если в уставе магазина действительно есть такая запись, то жаловаться торговым инспекторам бесполезно, поскольку они не уполномочены встревать в "разборки" между предпринимателями.