14.07.2004  Российские производители сухого молока просят ограничить импорт

   Российские производители сухого молока лоббируют введение защитных мер против его импорта. Расследование против украинских и белорусских поставщиков может начаться, если инициативу поддержат заводы, выпускающие не менее 50% сухого молока в России.
   По данным Госкомстата, выпуск цельного сухого молока упал с 107 000 т в 2001 г. до 89 700 т в 2003 г., а импорт увеличился с 48 123 т до 53 237 т. По данным ГТК, импорт без учета Белоруссии в 2003 г. составил 9742 т. В Белоруссии в год производится 20 000 т сухого молока. Его ввоз с Украины и из Белоруссии осуществляется беспошлинно. Сухое молоко занимает до 15% в себестоимости мороженого; используется для нормализации уровня белка в твороге, кефире и йогуртах.
   По просьбе девяти молокозаводов Белгородской области депутат Госдумы от региона Андрей Скоч обратился в Минэкономразвития с просьбой ввести специальные защитные меры на импорт сухого молока.
   По мнению Скоча, выпуск на российских заводах падает из-за растущего импорта из сопредельных стран, который “делает невозможным повышение эффективности” отечественных предприятий. Если не ввести защитные меры, производство будет и дальше падать, из-за чего “экономические показатели” ухудшатся и в других отраслях сельского хозяйства, предрекает Скоч. Гендиректор валуйкинского “Молока”, выпускающего 3000 т сухого молока в год, Валерий Шленчак жалуется, что белорусский и украинский импорт стоит на 6-10 руб. меньше, чем российская продукция (в среднем — около 50 руб. за кг). “Мы фактически вынуждены работать себе в убыток”, — говорит Шленчак. По словам директора компании “Томмолоко” Надежды Мирошниковой, ее предприятие старается “делать [сухого молока] как можно меньше, поскольку поставщики из Белоруссии и Украины сбивают цены, и максимум, чего можно добиться, — это нулевая рентабельность”.
   Чиновник Минэкономразвития напоминает, что для начала расследования нужно заручиться поддержкой участников рынка, контролирующих не менее 50% производства. По оценке гендиректора компании “Радма” Александра Поляка, в России сушат молоко около 160 заводов. Скоч уверен, что большинство из них его поддержат.
   Но противодействовать введению барьеров намерены потребители. “Это только взвинтит цены, ведь российские производители не смогут увеличить производство”, — убежден Поляк. Выпуск в России падает из-за сокращения производства обычного молока на 2-2,5% в год, считает он. Исполнительный директор Ассоциации мороженого и замороженных продуктов Эдуард Багирян говорит, что производители мороженого закупают 30 000 т сухого молока в год. “[Его] производителя защищать надо, но при этом нельзя подрывать сопредельные отрасли”, — предостерегает он от введения защитных мер. Исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов советует инициаторам обращения Скоча “модернизировать производство, а не бегать жаловаться в Думу, что их продукт никто не покупает”.
   Но и сами производители не уверены в том, что спецмеры эффективно защитят их от зарубежных конкурентов. “Между нами [и Украиной с Белоруссией] и границы-то нет никакой — везут по полям и ничего [в бюджет] не платят, — говорит топ-менеджер одного из ростовских молокозаводов. — Так что бороться нужно не только с помощью пошлин”.