06.07.2004  Малые фирмы делают большой ювелирный бизнес

   В понедельник в Санкт-Петербурге открывается III Международный конгресс ювелиров - ставшая уже традиционной встреча российских профессионалов и представителей западных компаний.
   Современный ювелирный бизнес России с полным основанием называют молодым. Восемьдесят с лишним лет советского периода изменили отрасль, до революции занимавшую видное место в мире, буквально до неузнаваемости. В СССР работало 26 ювелирных заводов, из которых на территории РФ находилось меньше половины. Сегодня, по данным "Гильдии ювелиров России", Пробирной инспекцией зарегистрировано более 15 тысяч предприятий, которые имеют право заниматься производством изделий из драгоценных металлов и камней. Абсолютное большинство среди них - небольшие частные мастерские, хозяева которых начинали свое дело 10-12 лет назад с нуля и никогда не получали помощи от государства.
   До последнего времени российские ювелиры работали на отечественного потребителя. Только с 2002 года в законодательстве произошли изменения, позволившие без особых осложнений работать на экспорт. В то же время, эксперты отмечают, что если вступление России в ВТО все-таки состоится, отечественным ювелирам потребуется серьезная государственная поддержка. В противном случае зарубежные конкуренты местный "драгоценный бизнес" просто задавят.
   Но потенциал роста российской ювелирной промышленности, в том числе - ее экспортный потенциал, на сегодня оцениваются достаточно высоко. Например, являясь одним из крупных производителей золота, Россия по доле потребляемого золота в ВВП, а также по его добыче на душу населения соответствует показателям развивающихся стран. Внутреннее потребление золота в России, по оценке экспертов ИАЦ "Минерал", составляет лишь 1,5% мирового, а отечественная доля в международном производстве ювелирных изделий и того меньше - 0,4%. Доля российских ювелиров во внутреннем потреблении золота - 49%, а в общемировом масштабе на производство украшений идет до 85% драгоценного металла.
   Как заявил в мае на круглом столе, организованном ИА "Росбалт", вице-президент "Гильдии ювелиров России" Валерий Радашевич, с 2000 года ежегодный рост производства ювелирных изделий в России составил 20%. В 2004 году ожидается 25%-й рост продаж ювелирных украшений и изделий из золота. Оживление отечественного ювелирного рынка В.Радашевич связал с либерализацией законодательства в сфере производства и продажи ювелирных изделий. На динамике продаж пока не сказался даже взлет цен на золото до $410 за тройскую унцию, случившийся в конце января 2004 года.
   Аналитики, следящие за региональным ювелирным рынком, отмечают явную тенденцию к четкой специализации компаний. Условно фирмы делят на три группы: работающие с золотом, с серебром и с драгоценным камнями. При этом доля, которую занимают крупные и средние предприятия, неуклонно снижается, малые, наоборот, развиваются динамично.
   Главной причиной такой перемены считают не только большую гибкость небольших предприятий, но и отсутствие на российском ювелирном рынке серьезных инвестиций. Крупным предприятиям в такой ситуации сложнее обходиться собственными оборотными средствами.
   Рост внутреннего спроса и наметившиеся позитивные изменения по экспорту открывают перед российскими ювелирами возможность достаточно быстро провести техническое перевооружение, организовать обучение персонала и встретить приход иностранных конкурентов более уверенно.