05.07.2004  Санкт-Петербург: отсутствие инфраструктуры сдерживает развитие морского туризма

   Число маломерных судов в Санкт-Петербурге ежегодно растет на 1,5 тыс. Тем не менее за последние 40 лет в городе не возникло ни одной новой яхт-стоянки или яхт-клуба. Сейчас в Петербурге зарегистрировано более 27 тыс маломерных судов. Их обслуживают 7 яхт-клубов и 24 базы-стоянки.
   По оценкам Константина Пашинского, начальника Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Петербурга, только Морской яхт-клуб соответствует международным стандартам, подразумевающим наличие безопасной стоянки, причальных сооружений (с возможностью подключения электричества), береговой инфраструктуры (душ, туалет, сауна, бытовая комната, кафе, магазин).
   Годовая аренда - главная причина неразвитости инфраструктуры и отсутствия развития яхт-стоянок. "До тех пор, пока землю не будут сдавать в аренду на 49 лет, а не на 1 год, как сейчас, проблему благоустройства стоянок не решить", - считает К.Пашинский. По его мнению, инвесторы, готовые вкладывать деньги в этот бизнес, есть, но власти навстречу идти не собираются. Плюс ко всему, по оценкам специалистов, здесь не заработать быстрых денег. Как правило, окупаемость наступает только через 20 лет.
   Однако генеральный директор ООО "Морской яхт-клуб" Владимир Никитин в развитие яхт-клубов не верит: "Людей, готовых вкладываться в этот неприбыльный бизнес, очень мало. Например, в марину (стоянку для яхт) необходимо инвестировать до $1 млн, в яхт-клуб - $1,5-2 млн", - считает он. Сейчас есть несколько проектов, но все, по его мнению, на уровне "разговоров": в Приморске, Кронштадте, на Гребном канале, в Зеленогорске и Петродворце.
   Вместе с тем, отдельные новые проекты все же появляются.
   Так, в этом году ООО "Девелопмент" получило разрешение на строительство яхт-клуба в Зеленогорске. Инвестиции в проект составят $7-10 млн. Под застройку компании предоставлен земельный участок площадью 17,9 тыс кв м в районе пляжа "Золотой" в Зеленогорске.
   Кроме того, на острове Гогланд в Финском заливе заканчиваются монтажные работы на яхт-стоянке (30 мест). "Со временем мы увеличим ее до 100 мест", - поделился планами генеральный директор ООО "Гогланд" Максим Гримзе.
   За последний год Петербург посетили чуть более 200 иностранных яхтсменов. В улучшение ситуации специалисты не верят.
   "За последние 10 лет мы отбили у иностранных яхтсменов всякое желание приходить к нам. Отсутствие инфраструктуры, воровство, вымогательство сделали свое дело. Кроме того, иностранцам интересно проехать через всю Россию, но если они идут по внутренним водам под своим флагом, то, увидев зарубежного гостя, все кому не лень пытаются получить взятки", - сказал К.Пашинский.