28.06.2004  Безделье чиновников обходится бизнесу в $150 млн. ежегодно

   В России около 60 тыс. нормативных актов посвящено вопросу, какую продукцию или услуги может производить частный сектор. На то, чтобы доказать, что их товар соответствует всем нормам, бизнесмены тратят ежегодно более 150 млн. долларов. При этом, по данным аналитического управления аппарата Совета федерации, не выполняется около 80% норм. Принятый в 2003 году закон о техническом регулировании должен был решить эту проблему и привести российскую систему техрегулирования к общемировым нормам. Но закон до сих пор бездействует.
   В России продолжается рост техногенных катастроф при одновременном росте "административной ренты" чиновников, отвечающих за сертификацию и лицензирование. Об этом заявил замруководителя экономической рабочей группы администрации президента Александр Рубцов на "круглом столе" в Совете федерации. Хотя мероприятие было посвящено техническому регулированию в инфраструктурных отраслях, разговор сразу пошел о проблеме в целом. Потому что за год действия закона о техническом регулировании не было принято ни одного технического регламента.
   Между тем по этому закону именно технические регламенты должны были заменить многочисленные и устаревшие ГОСТы, СНиПы, санитарные правила и проч. Задумка была замечательная: технические регламенты, устанавливаемые государством, обеспечивают безопасность продукции. А все, что касается качества, определяет сам бизнес через разрабатываемые национальные стандарты. Так живут все цивилизованные страны. Более того, в Европе, например, добровольные национальные стандарты или их отдельные положения могут переходить в обязательные требования, что обеспечивает постоянный рост качества продукции.
   Рубцов считает, что система придумана неплохая. Особенно он упирал на то, что разработать технический регламент может любое юридическое лицо. "Нам пеняли, что это избыточное положение, но оно принципиально важно, - говорит он. - Нормативная база отражает позицию государства, а теперь надо увидеть позицию бизнеса, чтобы выработать консенсус". Однако до сих пор позиция бизнеса не ясна.
   "Принципиальное" положение о праве любого юрлица предложить свой проект технического регламента - не слишком большая инновация: у нас по Конституции любой человек может написать собственный проект закона о чем угодно. А вот внести его на рассмотрение Госдумы, которая и вправе сделать проект действующим законом, могут немногие: сами депутаты, сенаторы или правительство. Поэтому для рассмотрения "бизнес-творчества" в комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы организовали прием и обсуждение проектов технических регламентов.
   По словам советника этого комитета Анны Сысоевой, всего за год поступило... аж 30 проектов. Из них 12 проектов поступило от Минздрава и один проект регламента, о пожарной безопасности, - от МЧС. "Я ожидала большей активности бизнес-сообщества", - призналась Сысоева.
   Почему так происходит? Разработка регламентов - дело сложное. Например, как рассказал член экспертного совета при комитете СФ по промышленной политике Валерий Веневцев, при разработке регламентов для электроэнергетики выяснилось, что невозможно создать регламент для отдельной подсистемы без рассмотрения всей энергетической системы и смежных отраслей. В результате из рассмотренных Госдумой 15 проектов регламентов не принят ни один - как не соответствующие закону. Финансирование разработки регламентов - тоже дело недешевое. Профинансировать его могут только крупные корпорации, что чревато подстраиванием рынка под их интересы.
   Но есть и другая причина. Так, по словам сопредседателя координационного экспертного совета по гражданской авиации при администрации президента Андрея Монахова, несмотря на принятие закона, согласно которому ведомственные инструкции не могут устанавливать обязательные требования, в этой отрасли подобные нормативные акты продолжают выпускаться и успешно регистрируются Минюстом. "Подобные документы выпускают уже и аккредитованные им ЗАО и ООО, - возмущается Монахов. - Так, методику расчета стоимости сертификации воздушного судна приняли на совещании одного ЗАО и двух ООО, которые этой сертификацией и занимаются". Закон существует сам по себе, а жизнь идет сама по себе, резюмирует Монахов. "Бизнес поначалу проявил активность, да чиновники руки-то поотбивали", - объяснил пассивность предпринимателей один из участников "круглого стола".
   А что же чиновники? Чиновники действуют. Руководитель Агентства по техрегулированию и метрологии, созданного вместо Госстандарта, Григорий Элькин час рассказывал участникам "круглого стола", что такое закон о техническом регулировании и чем он хорош. Предлагал вводить готовые регламенты независимо от того, кто его разработал: "А то отсюда и идут разговоры, что ничего не сделано".
   О том, что сделано, говорила замдиректора департамента техрегулирования Минпромэнерго Елена Ханова: огласила список мероприятий до конца года, где значится "обеспечить бюджетное финансирование", "подготовить методику" и много других чрезвычайно нужных вещей.
   Но так и не нашлось никого, кто бы рассказал хоть об одном готовом регламенте. Правда, замглавы Минпромэнерго Андрей Реус пообещал создать межведомственную комиссию и экспертные советы. Но большая часть выступавших чиновников говорила о том, что двухуровневой системы закона (обязательные техрегламенты и добровольные стандарты) маловато - надо бы еще один-два уровня добавить. Естественно, обязательных и разрабатываемых ведомствами. Недаром Рубцов напомнил, что техническое регулирование - часть административной реформы: чиновники реагируют на сокращение своей власти всегда одинаково.
   Но Элькин успокоил собравшихся тем, что техническое регулирование - это система стимуляции экономики, а значит, важнее сам процесс, а не количество разработанных регламентов. "Это путь", - сказал Элькин. А согласно учению дао, путь важен вне зависимости от цели.